100 лет со дня рождения украинской певицы Соломеи Амвросьевны Крушельницкой

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

СОЛОМЕЯ КРУШЕЛЬНИЦКАЯ

 

Львовская консерватория была родным домом выдающейся украинской певицы Соломен Крушельницкой. Здесь она овладевала мастерством в юные годы; отсюда начинался ее путь в большом искусстве, принесший артистке триумфальные успехи на оперных сценах и концертных эстрадах Европы и Америки. Она вернулась «на круги своя» после долгих путешествий по странам мира лишь в 1939 году, когда ее родные западноукраинские земли воссоединились с Советской Украиной. И вновь Крушельницкая переступила порог Львовской консерватории, но теперь не как робкая ученица, а как многоопытная, умудренная жизнью артистка, чтобы воспитывать здесь молодых певиц.

Сколько ярких событий произошло в ее творческой судьбе за эти годы! Около 50 партий оперного репертуара — Верди, Вагнер, Гуно, Мейербер, Монюшко, Бизе, Чайковский, Пуччини, Р. Штраус. Совместные выступления с Шаляпиным, Баттистини, Я. Решке, Карузо, Титта Руффо и другими мировыми знаменитостями. Гастроли в Италии, Египте, Англии, Португалии, США, Канаде, Аргентине. Успехи на сцене «Ла Скала», когда здесь за пультом стоял Артуро Тосканини. Камерные вечера, в которых, наряду с созданиями Монтеверди, Глюка, Моцарта, Франка, Гуго Вольфа, де Фальи, Мусоргского, Респиги, Пиццетти, певица всегда исполняла украинские народные песни. Восторженные рецензии — «Как подлинно творческий талант, она живет жизнью героинь, которых отображает.»; «С искусством Крушельницкой можно сравнить искусство Шаляпина. Так много общего и прекрасного есть у этих двух славянских певцов»; «Подобно тому, как мы не можем отделить образ Отелло от Франческо Таманьо., так при любом другом исполнении роли Чио-Чио-сан перед нашими глазами встает чудесная интерпретация Крушельницкой, и все иные будут только ее бледным отражением».
Да, выступление Крушельницкой в опере Пуччини принадлежит к наиболее ярким страницам ее биографии. Свой небольшой очерк об этом событии итальянский журналист Л. Сбрана так и назвал — «Украинка спасает «Чио-Чио-сан». «Февраль 1904 года—один из тяжелых периодов в жизни Пуччини. Поставленная на сцене миланского театра «Ла Скала» опера «Чио-Чио-сан» была освистана публикой. Это был тяжкий удар для композитора. Несчастье поразило его тем более тяжело, что оно было неожиданным. Накануне премьеры Пуччини был абсолютно уверен в успехе своей новой оперы, возможность провала ни на минуту не приходила ему в голову. «Чио-Чио-сан» он любил сильнее других своих произведений. После завершения работы над партитурой оперы Пуччини был настолько уверен в успехе своего нового детища, что на премьеру в «Ла Скала» пригласил своих двух сестер, приехавших из Лукки.
Тем более был горек провал. Но когда этот ужасный вечер остался позади, Пуччини принимается за переработку оперы.
Баттерфляй будет жить! Она вернется на сцену, и публика еще полюбит ее.
Через три месяца после шумного дрова ла в Милане «Чио-Чио-сан» вновь появляется на театральных подмостках, на этот раз в «Театро Гранде».

В заглавной роли выступает молодая певица, приехавшая в Италию из далекой Украины. Зовут ее Соломея Крушельницкая, она уроженка Львова, ей 28 лет, она владеет пятью или шестью языками.
По воспоминаниям людей, которые знали Крушельницкую, это была красивая женщина, обладавшая великолепным голосом и редким артистическим даром. В то время Крушельницкая уже завоевала себе славу прежде всего как исполнительница опер Вагнера. Голос, драматизм, внешность — все как нельзя лучше подходило для героинь опер великого немецкого композитора. Не удивительно, что Пуччини долго колебался, прежде чем решился предложить ей партию мадам Баттерфляй.
Но в еще большей нерешительности была сама Крушельницкая — в высшей степени строгая, взыскательная к себе актриса.
Если Д жако мо Пуччини в вечер 28 мая 1904 года волновался, стоя за кулисами «Театро Гранде» в Брешии, то что должна была чувствовать певица !?
В этот вечер театр в Брешии, кажется, впервые видел такое стечение публики. Вера Пуччини в свое создание наконец оправдала себя. Слушатели встречали оперу с воодушевлением, которое по мере развития действия приняло характер всеобщего восторга. Не было ни одной сцены, которая не вызвала бы бурного одобрения. Когда Крушельницкая закончила знаменитую арию Чио-Чио-сан, в зале разразилась бурная овация.
Своим успехом опера во многом обязана прекрасной украинской певице. Один из журналов того времени писал, что Пуччини должен быть «безгранично благодарен» иностранке. Это был подлинный триумф, триумф композитора и исполнительницы. Пуччини не смог сдержать слез волнения и благодарности.

Вернувшись в счастливом расположении духа домой, композитор со всей полнотой чувств подписывает свой портрет: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго, 1904»—и преподносит Крушельницкой».

Календарь - В мире музыки - 1973г.