75 лет со дня рождения американского композитора Джорджа Гершвина

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Дж.Гершвин

Музыкальный календарь памятных дат
 

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН

 

«Я стоял у аркады, слушая игру автоматического пианино. Это была «Мелодия» Антона Рубинштейна. Звуки музыки зачаровали меня». Это первое музыкальное впечатление запомнилось будущему композитору на всю жизнь. Подержанное пианино мать купила для старшего брата — Айры, но занимался на стареньком инструменте Джордж.
Систематического музыкального образования Гершвин так и не получил, однако уже вскоре и ему, и всем окружающим стало ясно, что музыка — его призвание. В 15 лет, бросив изучение бухгалтерии в коммерческой школе, Джордж поступает работать в нью-йоркскую музыкальную фирму «Ремик». Здесь он должен был проигрывать для посетителей однообразные новинки джазовой музыки. Скоро это занятие надоело ему. Он сам начинает писать песни, не похожие на стандартные образцы американской развлекательной музыки. Все чаще его соавтором становится Айра, на стихи которого написаны лучшие песни Гершвина. Эти песни постепенно приносит их авторам широкую известность, их исполняют самые популярные артисты Соединенных Штатов. И тем не менее Гершвин стремился к созданию масштабных произведений в разных жанрах.

Важную роль в творческом развитии композитора сыграл музыкант Поль Уайтмент, «король джаза», как его называли. По его предложению, Гершвин написал талантливую одноактную оперу «135 улица», основанную на негритянских народных напевах — блюзах и спиричуэле.
. Однажды, развернув газету «Нью-Йорк трибюн», он увидел объявление о концерте Уайтмена, в котором, как гласил анонс, должно было исполняться новое крупное произведение Гершвина. Это была для него полная неожиданность. До объявленного вечера оставалось три недели. «Иначе вас не расшевелить — объяснял свой поступок Уайтмен, — С вашим талантом вы сможете выполнить задачу и в три недели». Гершвин, наконец, сдался и решил попробовать. Так родилась Рапсодия в стиле блюз.
В этом сочинении композитор талантливо сочетал джаз со средствами классической музыки. Этот сплав дал прекрасные результаты. «Он многим обязан джазовой музыке, — пишет А. Хачатурян. — Это несомненно. Но в своих лучших вещах он нашел в себе силы избежать вульгарности, аффектации, разнузданного эротизма и стереотипной формы коммерческого джаза. Он взял у джаза некоторые элементы гармонии и ритма, новизну красок, свободу импровизационной выразительности и преломляя эти черты сквозь призму своего творчества, поднял их до высот подлинного искусства ».

Первое исполнение Рапсодии состоялось в нью-йоркском зале «Аэолин-холл». Произведение имело огромный успех. За роялем сидел сам автор, заслуживший высокую оценку С. Рахманинова, Ф. Крейслера, Л. Стоковского, которые присутствовали на премьере. Мелодическое богатство, ритмическое разнообразие, эмоциональность, простота, сочетающаяся с новизной, — вот что привлекает внимание миллионов слушателей, начиная с того далекого концерта в Нью-Йорке и до наших дней к этому произведению.
Успех Рапсодии убедительно говорил о правильности избранного пути. Вскоре Гершвин создает концерт для фортепиано с оркестром, под впечатлением поездки в Европу пишет симфоническую сюиту, на многих сценах идут его оперетты, порой пронизанные острой сатирой на американский образ жизни. Почему его творчество привлекало и привлекает всеобщие симпатии? Отвечая на этот вопрос, лучше всего привести слова Дмитрия Шостаковича: «Джордж Гершвин — выдающийся американский композитор. Он не стоял в стороне от жизни, не замыкался в «башню из звуков». О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна, несмотря на оригинальность и необычность формы.»
Об этих простых людях рассказывает Гершвин и в своем крупнейшем произведении — опере «Порги и Бэсс». Он назвал ее «народной оперой» и имел на это право не только потому, что герои «Порги и Бэсс»—негритянские рыбаки, портовые грузчики, уличные разносчики из бедняцкого квартала одного из южных городов США. Главное в том, что музыка этого произведения покоится на прочном фольклорном фундаменте. С триумфальным успехом ставилась эта опера во многих театрах. С ней хорошо знакомы и советские слушатели.
ПРОЧТИТЕ: Л. Григорьев, Я.Платек. Джордж Гершвин. М., 1956.

Календарь - В мире музыки - 1973г.