Певица Халима Насырова

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ХАЛИМА НАСЫРОВА

 

…1937 год. В Москве с успехом проходит Первая декада узбекского искусства и литературы. В одном из откликов на события Декады профессор М. Пекелис писал: «Уже в первом спектакле узбекского театра выделилась исполнительница заглавной роли «Гюльсары» Халима Насырова. Большая лирическая теплота, драматическая выразительность, тонкая музыкальность и хорошие голосовые данные поставили ее по праву на первое место. Последующие спектакли закрепили это первое впечатление: Насырова действительно одна из наиболее ярких и талантливых актрис узбекского театра. Отличная певица, прекрасная драматическая актриса, несмотря на свой юный возраст, уже достигла значительного художественного мастерства».

Такая высокая оценка была единодушной. А ведь путь ее на сцену был труден и тернист. В детстве она познала нужду и лишения. «.Я помню себя совсем маленькой. Я помню, как пел мой отец. Песни его обжигали мое сердце, пленяли душу, заставляли мучиться, потому что в них было столько горя и безысходной тоски, что мне казалось — человек создан для вечного страдания. По крайней мере, я могла об этом судить по бедности моей семьи: у нас в кишлаке не каждый день была еда. Песни отца вооружали меня знанием жизни. Горькие это были знания об очень горькой жизни».

Но с годами песня все более властно входила в жизнь юной Халимы. То было время становления Советской власти в Средней Азии. Еще крепки были окостеневшие обычаи старины. У дочери в семье Насыровых оказался чудесный голос, но это не радовало отца: «Зачем ты родилась девочкой с таким голосом!. — говорил он, обращаясь к дочери. — Будь ты мальчишкой, тогда можно было бы иметь в нашем роду знаменитого хафиза. А так что? Ни к чему это. Что бы люди сказали, если бы на хлопковом кусте вырастали яблоки? Нет, обидел меня бог, подарив дочку с таким голосом».
У бедняка были основания для подобных сетований. Женщина на сцене — об этом и подумать было грешно. Но юная Халима, помимо голоса и актерского таланта, обладала еще и твердым характером. В детском доме, куда девочка попала, став сиротой, она занималась в кружке художественной самодеятельности, а случай привел ее на сцену, хотя это и было рискованным шагом. Насырова вспоминает: «Мне было тринадцать лет, когда решилась моя судьба — быть мне актрисой или нет. Идет спектакль. Молодая актриса Турсуной Саидазымова играет на сцене главную роль в пьесе первого узбекского драматурга Хамзы. Она борется с баем, выходит победительницей. Побеждает женщина. Да это чудо! Это самое страшное для законов шариата — религиозных законов, которые как заклятие утверждают: «Спасибо, аллах, что ты не сотворил меня женщиной!» Турсуной с открытым лицом выступает перед зрителем. Над мужем ее смеялись, ему стали говорить, что он перестал быть мужчиной, если его жена показывает со сцены лицо всем людям. Муж уговаривает Турсуной уйти со сцены, она отказывается. Он угрожает ей убийством. Она не повинуется. И он убивает ее.
Нужна была срочная замена. Нужна была новая актриса. Мне суждено было заменить на сцене Турсуной. Не успели мы ее оплакать, как была убита еще одна молодая и талантливая актриса. Поэтому меня стали уговаривать: не иди на сцену. Но я не могла не идти. Я не могла остановиться на полпути».

Сопрано Х.Насырова

Но другие полпути пришлись уже на другую пору — сперва Насырова училась в Бакинском театральном техникуме, затем в узбекской оперной студии при Московской консерватории. Начав как драматическая актриса, она впоследствии стала ведущей певицей Театра оперы и балета имени Навои в Ташкенте. Здесь она исполняла ведущие партии во многих операх — «Буран», «Улугбек», «Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Фархад и Ширин», «Проделки Майсары», «Песнь народа», « Возвращение ».
С не меньшим успехом выступает Халима Насырова и на концертной эстраде. Она познакомила с искусством своего освобожденного народа слушателей многих стран Азии, Европы и Америки.
Тридцать шесть лет прошло с памятных дней Первой узбекской декады. Столько же лет носит Халима Насырова почетное звание народной артистки СССР. Она прошла большой путь в жизни и искусстве, о котором рассказала в книгах «Солнце над Востоком» и «Я —дочь узбека».

«Моя работа приносит мне счастье», — говорит Халима Насырова. А многие люди могут сказать, что им истинное счастье приносит общение с талантливым искусством выдающейся узбекской артистки.
ПРОЧТИТЕ: Е. Франк. Халима Насырова. М.-Л., 1950.

Календарь - В мире музыки - 1973г.