50 лет со дня рождения певицы Марии Каллас

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

МАРИЯ КАЛЛАС

 

Пожалуй, это был экстраординарный случай в истории знаменитого нью-йоркского театра «Метрополитен-опера». В 1945 году совсем еще молодой певице, мало известной не только в Америке, но и в Европе, был предложен дебют — заглавная партия в «Чио-Чио-сан» Пуччини. Но еще более удивительно то, что артистка отказалась от этого дебюта, считая себя недостаточно подготовленной. Первое выступление Марии Каллас (речь идет именно о ней) на сцене «Метрополитен-опера» состоялось лишь одиннадцать лет спустя в 1956 году. Но зато это был подлинный триумф, и Каллас в «Норме» Беллини была уже звездой первой величины даже в окружении таких светил, как Марио дель Монако, Федора Барбьери, Чезари Сьепи. Так она покорила город, в котором родилась.

Да, Мария Каллас родилась в Нью-Йорке, хотя все, и по справедливости, считают ее итальянской певицей. И родители ее не были итальянцами — среди других греков-иммигрантов они приехали за океан в надежде поправить свои дела. Этим надеждам не суждено осуществиться, и детство Марии — Анны Софьи Чечилии Калогеропулос (таково настоящее имя артистки) прошло в бедности. Единственная отрада — посещение оперных спектаклей да участие в домашних концертах. Серьезная учеба началась уже после того, как семья вернулась в Грецию. В Афинской консерватории ее вокальные занятия идут под руководством знаменитой испанской певицы Эльвиры де Идальго. Искусством пения Мария овладевала поистине самозабвенно. Кроме любимого дела, для нее не существовало ничего на свете.

Первый успех — дебют на сцене Афинской оперы в роли Сайтуццы в «Сельской чести» Масканьи. Однако дальнейшая карьера была прервана войной, хотя Каллас и успела обратить на себя внимание специалистов.
После войны широкая публика встретилась уже с «итальянской» Марией Каллас. Приехав на родину «бель канто», она начинаете «Джоконды »Понкьелли в Вероне. Далее — счастливая встреча с виднейшим оперным дирижером Тулио Серафином. Занятия с ним во многом способствовали формированию творческого облика певицы. С его легкой руки начинается серия выступлений Каллас в Венеции, Триесте, Флоренции, Неаполе. Начав с партий вагнеровского репертуара («Тристан и Изольда», «Валькирия», «Парсифаль») и драматических ролей в операх Беллини, Верди, Пуччини, артистка со временем резко расширяет свой репертуарный диапазон. С не меньшим блеском она поет лирико-драматические и ли ри ко-колоратурные партии. Тут и «Травиата» Верди, и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, и «Тоска» Пуччини. Впоследствии новые триумфы приносит ей обращение к «Медее» Керубини, «Полиевкту» Доницетти, «Кармен» Визе. Перевоплощения ее драматического сопрано вызывают бесконечные восторги слушателей многих стран Европы и Америки. Гигантскую популярность приносят ей грампластинки, а подчас и. строптивый характер. Неуступчивая, когда речь идет о настоящем творчестве, она нередко вступала в конфликт с театральными деятелями и концертными импресарио.

«Пение Каллас, — пишет музыковед В. Тимохин, — отличает удивительно тонкая передача настроения музыки и еще более — захватывающая экспрессия. Но если у других исполнителей последняя обычно выражается лишь в увеличении силы звука, то истоки этой экспрессии у Каллас следует, кажется, искать в самой душе и сердце певицы: столько неподдельного чувства, внутреннего огня ощущается в каждой спетой ею фразе. Вокальное искусство Каллас не знает холодности, равнодушия, формальности, оно обладает особой притягательной силой, заключенной в его глубокой выразительности, трогательности и естественности, напоминая обилием нюансов пульсацию человеческой речи»

Календарь - В мире музыки - 1973г.