Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

В. ЖЕЛОБИНСКИЙ

 

Сейчас оперы талантливого советского композитора Валерия Викторовича Желобинского уже не идут на театральной сцене. Но на пути создания советского оперного спектакля его произведения сыграли важную роль. В этом смысле характерны слова дирижера С. Самосуда, руководившего постановкой первой оперы Желобинского «Камаринский мужик» в Ленинградском Малом оперном театре: «Эта опера о восстании Болотникова реалистична и внутренне глубоко серьезна; я не чувствую в ней ни на йоту приспособленчества, фальши, манерности и лакировки. И вот почему кажется, что если и не советской оперой в полном и ответственном смысле слова, то, во всяком случае, настоящим и уверенным шагом на пути к такой опере музыку В. Желобинского мы назвать можем».
Тяжелая болезнь рано оборвала жизнь одаренного музыканта— он умер в 1946 году.

И только чрезвычайная интенсивность творческого труда позволила ему создать много интересных произведений. К моменту создания «Камаринского мужика» ученику В. Щербачева по классу композиции Ленинградской консерватории было немногим более двадцати лет, а уже через два года он выступил с новым сценическим произведением — это была опера «Именины» на сюжет из жизни крепостных музыкантов. Плодотворный творческий контакт с Малым оперным театром, этой подлинной лабораторией советской оперы 30-х годов, привел к рождению наиболее значительного создания Желобинского—оперы «Мать» по одноименному роману М. Горького. Это был первый опыт музыкально-драматического воплощения образов великого пролетарского писателя. Вслед за Малым оперным сочинение Желобинского увидело свет рампы и на других сценах страны, в том числе в Большом театре. «В опере «Мать»,— писал В. Богданов-Березовский, — ведется широкое симфоническое повествование, найдены интонации городской лирики и строй старых песен революционного подполья».

Деятельность Желобинского с полным правом можно определить словом «кипучая». Начиная с 1930 года, помимо опер и нескольких оперетт, он написал шесть симфоний, три фортепианных концерта, скрипичный концерт, романсы. На эстраде он часто исполнял собственные фортепианные пьесы (Сонаты, 24 прелюдии, цикл «Песни без слов», этюды и другие). Перу Желобинского принадлежит также музыка к популярным фильмам 30-х годов, среди которых «Партийный билет» и «Горячие денечки». Композитор активно участвовал в музыкально-общественной жизни страны, а в начале Великой Отечественной войны был руководителем агитбригады по художественному обслуживанию частей Ленинградского фронта.

Календарь - В мире музыки - 1973г.