Календарь - В мире музыки - 1973г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

«МАНОН ЛЕСКО»

 

Джоаккино Пуччини писал «Манон Леско» уже будучи довольно известным композитором, автором нескольких кантат, камерных сочинений и двух опер. Но все же настоящий успех еще не пришел к молодому композитору. Обе оперы, «Виллисы» и «Эдгар», несмотря на довольно благожелательные отзывы критиков, не удержались в репертуаре. Третьей попытке суждено было стать решающей в определении его судьбы, и композитор понимал это. Он был молод, полон сил, окрылен в пору создания нового оперного детища любовью к красавице Эльвире Бонтури, ставшей впоследствии его женой.
Сюжетом для своего произведения Пуччини выбрал широко популярную «Историю кавалера де Грие и Манон Леско», сочиненную в XVIII веке французским аббатом Прево. Эта трогательная и сентиментальная повесть не впервые привлекла к себе внимание музыкантов; на тот же сюжет уже был написан балет Галеви, оперы Обера и Массне. Но Пуччини это не останавливало: напротив, тем увлекательнее и ответственнее представлялась ему задача. Он хотел не ограничиваться только внешними аксессуарами повести, только воссозданием колорита парижской жизни далекого прошлого. Он мечтал проникнуть в психологические переживания своей героини, заставить ее по-настоящему глубоко любить и страдать. Вот почему он с такой требовательностью отнесся к либретто, которое неоднократно перерабатывалось. Сначала драматург Марио Прата создал сценарный план оперы, затем поэт Доменико Олива написал стихи, но все это не удовлетворило Пуччини. В конце концов он сам завершил либретто вместе с драматургом Л. Илли-ка и издателем Д. Рикорди.

Процесс создания оперы занял около полутора лет. И вот в феврале 1893 года в Турине состоялась премьера новой «Манон Леско». После окончания спектакля аплодисментам и вызовам не было конца. «Можно назвать «Манон» подлинно классической оперой»,— писал на другое утро один из ведущих критиков.
Что же так восхитило слушателей? В чем сила и неувядаемая прелесть пуччиниевской оперы? Прежде всего, конечно, в ее захватывающем драматизме, искренности и мелодической красоте ее музыки, захватывающей аудиторию с первых же тактов (в опере отсутствует привычная увертюра). В «Манон Леско» Пуччини впервые достиг редкой гармонии всех компонентов оперного искусства: широты мелодического дыхания, богатства оркестровых красок, тонкого психологизма, лирической проникновенности и драматического пафоса. Основные темы «Манон Леско» близки к народным по своему духу и характеру, а развивает их композитор с поистине вердиевским размахом, не пренебрегая и новейшими средствами музыкальной выразительности, в том числе лейтмотивами. Все это, в сочетании со стройной и стремительно развивающейся драматургией произведения, принесло опере прочное признание слушателей, а ее автору — всемирную славу. Вскоре после туринской премьеры «Манон Леско» была поставлена во многих театрах Италии и других стран. Неоднократно шла она и в нашей стране, неизменно пользуясь успехом у слушателей. Недавно произведение включил в свой репертуар Новосибирский театр оперы и балета.

Календарь - В мире музыки - 1973г.