Ровно четверть века назад, в декабре 1960 года, в журнале «Музыкальная
жизнь» появилось небольшое интервью с Дильбар Абдурахмановой. Имя это
в ту пору никому, во всяком случае за пределами Ташкента, известно не
было, и само появление ее высказывания тогда могло показаться случайным.
Иначе воспринимается оно сегодня. «Прошлой зимой,— рассказывала Абдурахманова,—я
была еще студенткой. В апреле этого года защитила диплом, продирижировав
в Узбекском театре оперы и балета имени Навои «Аидой» Верди, а в симфоническом
концерте — Пятой симфонией Чайковского и несколькими другими сочинениями.
Осенью я стала дирижером оперного театра. С тех пор я больше не выступаю
в концертах: не хватает времени. Сейчас веду два спектакля: балеты «Доктор
Айболит» И. Морозова и «Мечта» И. Акбарова. Скоро мой репертуар пополнится
балетом «Золотой ключик» Б. Зейдмана и оперой «Хамза» С. Бабаева. Так
что занята я очень много, но не жалуюсь, работа интересная, как раз такая,
о какой я мечтала.»
На первый взгляд, довольно обычное интервью. Обычное—если не вспомнить
о том, что дает его первая женщина-дирижер в Средней Азии, той самой Средней
Азии, где за несколько десятилетий до этого чадра была непременным атрибутом
женского туалета, а о появлении представительницы слабого пола во главе
оркестра и говорить не приходилось. И тогда маленькое это интервью приобретет
иной, символический смысл, как и сама биография Дильбар Абдурахмановой.
В остальном, «с позиций сегодняшнего дня», в биографии этой действительно
нет
ничего необычного. Дильбар — представительница одной из молодых артистических
династий Узбекистана. Отец ее—известный в прошлом тенор Гулям Абдурахманов,
внесший немалый вклад в создание и развитие Узбекского театра оперы и
балета. Родилась Дильбар в Москве, где ее родители занимались в Узбекской
национальной студии при Московской консерватории. Да и затем, вернувшись
в родные края, неизменно дышала атмосферой искусства. «Я всегда была в
театре, возле театра,— вспоминает она.— Однако вряд ли получила бы музыкальное
образование, если бы не забота добрых людей. Нас у мамы пятеро, и к тому
же она тяжело болела. Меня в музыкальную школу отвел и стал моим первым
учителем концертмейстер оркестра Матвей Александрович Криворучко. В старших
классах во мне что-то заметили педагоги Н. Н. Третьякова и И. М. Пономаренко.
И начали учить дирижировать».
По окончании школы девушка поступила все же в класс скрипки, но вскоре педагоги показали ее маститому узбекскому музыканту Мухтару Ашрафи, который возглавлял консерваторию и вел там дирижерский класс. И тут определились ее призвание, ее профессия. Сочетая учебу с работой в оркестре театра, она стала первой в республике студенткой-дирижером. Задатки вожака, лидера уже тогда отличали Дильбар: в 1957 году она возглавила небольшой самодеятельный оркестр и выступила с ним на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, удостоившись золотой медали. Ну, а затем — уже упомянутые дипломные испытания, начало постоянной работы в театре под руководством своего учителя Мухтара Ашрафи.
Поначалу Дильбар Абдурахманова осваивала текущий репертуар, набиралась практического опыта. В 1965 году ей доверили первую самостоятельную работу— постановку «Коппелии» Делиба. Публика, пресса, да и участники спектакля (а это немаловажно) отнеслись к ней тепло, высоко оценили проделанную работу. С этого момента ее незаурядное дарование начинает раскрываться в каждом новом спектакле, о ней вскоре начинают говорить как о «восходящей звезде». В 1969 году с ее искусством познакомились москвичи: Абдурахманова приняла участие в гастролях Узбекского театра оперы и балета в столице.
Вообще, в первое десятилетие самостоятельной работы молодую артистку больше всего увлекает балет. Конечно, ей приходится вести «Аиду», «Травиату», «Паяцы» и другие оперные спектакли текущего репертуара, но сердце ее в этот период отдано хореографическому искусству. Она не только дирижирует всеми балетными спектаклями своего родного театра, но и приглашается в Душанбе, где участвует в постановке «Лебединого озера» и «Жизели», участвует во многих гастролях труппы. Среди наиболее значительных работ молодого дирижера— постановки «Спартака», «Анны Карениной» и «Кармен-сюиты», ставшие событиями в жизни театра. А в 1974 году Дильбар Абдурахманова вместе с группой своих коллег по труппе удостаивается высокой награды — Государственной премии УзССР имени Хамзы за постановку балета А. Ф. Козловского «Тановар». Это была уже настоящая творческая победа.
В 1975 году маститый Мухтар Ашрафи передает своей ученице почетный и ответственный пост главного дирижера и художественного руководителя Узбекского театра оперы и балета. При этом опытный мастер отмечает у нее «прекрасное чувство стиля композитора и ритма (последнее особенно важно в нашей национальной музыке), хороший вкус, выпуклость каждой музыкальной фразы. И вдохновение. Но при всей эмоциональности ее натуры — сдержанность, умение найти золотую середину, чтобы не разрушить концепцию произведения, умение учесть и раскрыть все особенности исполнителей и спектакля. Она развивается в крупного мастера»,—заключил учитель.
Дильбар Абдурахманова с честью оправдывает ожидания. В каждой новой работе
она демонстрирует растущую творческую зрелость, серьезность художественных
замыслов. Если в первый период артистка явно отдавала предпочтение балету,
то за последние годы все чаще обращается и к крупным оперным произведениям.
Заметными достижениями Абдурахмановой стали постановки опер «Петр I» А.
Петрова, «Буран» М. Ашрафи и С. Василенко, «Фауст» Гуно, «Огненный ангел»
С. Прокофьева. Словом, Дильбар Абдурахманова по праву заняла видное место
в первых рядах мастеров национального искусства. Она с честью носит высокое
звание народной артистки СССР, которого была удостоена в 1978 году.