Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Михаил Вайман

ГАРМОНИЧНЫЙ ТАЛАНТ

 

 

Неисчислимые беды принесла на нашу землю война. Но и в самые тяжкие дни кровавой битвы с фашизмом не оставляла советских людей вера в светлый День Победы. Эта вера жила не только в сердцах патриотов; она проявлялась и в конкретных делах, повседневных заботах социалистического государства о будущем народа, о его материальных и духовных запросах.
В первые послевоенные годы многие за рубежом удивлялись блестящим достижениям молодых представителей советского исполнительского искусства. Действительно, страна только залечивала раны, нанесенные ей гитлеровским нашествием, а наши талантливые артисты уже одерживали мирные победы на международных музыкальных соревнованиях. Разумеется, это стало возможным только благодаря тому, что и в военную пору подрастающее поколение юных музыкантов было окружено повседневной заботой, а занятия не прерывались ни в школах, ни в училищах, ни в консерваториях.
Именно в то трудное время овладевал секретами скрипичного мастерства Михаил Вайман. Впрочем, начинал он по «довоенной традиции» еще в Одессе у знаменитого воспитателя юных дарований Петра Столярского и вскоре добился заметных успехов. А в 1941 году четырнадцатилетний скрипач приехал в город на Неве, чтобы продолжить учебу в музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Здесь его педагогом стал профессор Ю. И. Эйдлин. Опытный музыкант сразу нашел общий язык со своим воспитанником, и их связь не прерывалась с тех пор долгие годы, вплоть до окончания Вайманом Ленинградской консерватории.

Михаил Вайман

Весна 1949 года стала важным рубежом в творческой жизни скрипача не только потому, что он получил тогда консерваторский диплом. Успешное выступление на Пражском конкурсе имени Я. Кубелика знаменовало для Ваймана начало самостоятельного артистического пути. Надо сказать, что уже к тому времени во многом сложились отличительные черты его исполнительского почерка. Рецензируя выступления молодого скрипача, критики сразу обратили внимание на зрелость его интерпретаций, пластичную гармоничность его манеры, подкупающее равновесие чуть ли не всех компонентов его художественного облика. Действительно, Вайман мог увлечь слушателей россыпями виртуозности и в то же время быть по-академичному строгим; эмоциональный размах, так свойственный молодости, умерялся порой строгим контролем мысли и развитой стилистической чуткостью. А главное, в его игре всегда присутствовало неотразимое обаяние, подкупающая искренность, какая-то естественность в произнесении музыкальной фразы, в подходе к целостной драматургии того или иного сочинения. Несколько позднее на это обращала внимание Г. Баринова: «Доходчивость игры Ваймана объясняется обаянием его творческого облика, теплотой, певучестью звука. Природная музыкальность и тонкое художественное чутье помогают ему разумно использовать богатую звуковую палитру».

Все эти качества принесли ленинградскому скрипачу новые лауреатские лавры сложнейших музыкальных соревнований. В 1950 году он оказался среди победителей Международного конкурса имени Баха в Лейпциге. И в этом была своя закономерность. И тогда, и в дальнейшем Вайман с увлечением обращался к наследию великого немецкого композитора. Любителям музыки надолго запомнились в его трактовке и знаменитая Чакона, и Соната си минор, и многие другие баховские сочинения. В следующем году он завоевал вторую премию на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, уступив пальму первенства лишь Леониду Когану. Одна из бельгийских газет писала тогда: «Вайман блестяще показал свои исключительные возможности. Это законченный виртуоз, соединяющий в себе теплоту исполнения и превосходную технику».
С тех пор на протяжении трех десятилетий замечательный артист вел неустанную концертную деятельность как на Родине, так и за ее пределами. Его программы чаще всего отличались содержательностью и разнообразием. Широта кругозора и отточенное мастерство позволяли ему в равной степени убедительно интерпретировать произведения самых различных эпох и стилей. Чрезвычайно богат был классический сектор его репертуара. Наряду с Бахом он регулярно обращался к творениям Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Артист играл их с необычайным внутренним подъемом; это была живая исполнительская речь, лишенная всякого рода отрешенного объективизма, музейной стилизации. Он умел наполнить нотные строки дыханием наших дней и потому всегда мог рассчитывать на ответную реакцию аудитории. Вообще же его репертуарные позиции были отмечены, так сказать, демократичной направленностью. Его цельной и прямодушной натуре чужды были рафинированность, эстетство, снобизм. Можно вспомнить, с каким подъемом и глубиной чувства передавал он лирические откровения Шуберта, мелодический разлив Чайковского, колоритную сочность «Венгерских танцев» Брамса или живописную изысканность «Лунного света» Дебюсси. Артист не чуждался и популярной скрипичной литературы, которая так любима широкими кругами слушателей. С эффектным изяществом звучали в его исполнении и «Цыганские напевы» Сарасате, и концертная фантазия «Цыганка» Равеля, и «Хора стаккато» Динику. Наконец, Вайман проявлял неизменный интерес к современной музыке, часто играл сочинения советских композиторов.
Несмотря на интенсивность концертных выступлений, энергичный музыкант значительное внимание уделял и педагогической работе в Ленинградской консерватории, где воспитал немало талантливых скрипачей. Весь этот творческий комплекс и определяет весомость вклада, внесенного Михаилом Вайманом в развитие советской исполнительской культуры.