Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Карлус Гомис

ЗАБЫТЫЙ КЛАССИК

 

 

Бразильская опера. О ней и сейчас, в конце XX столетия, мало кому известно за пределами самой Бразилии, да и там оперное искусство не пользуется особой популярностью и широким распространением. Все, по сути дела, ограничивается немногими неделями сезона в Рио-де-Жанейро. И трудно представить себе, что еще во второй половине прошлого века в этой огромной, но по любым меркам отсталой стране жил и работал композитор, оперы которого ставились и привлекали внимание слушателей не только на его родине, но и по всей Европе. Звали его — Карлус Антониу Гомис, или, как тогда произносили в Европе, Гомес.

Основоположник бразильской оперы родился в семье португальского дирижера Мануэля Гомиса, поселившегося с семьей в провинциальном городке Кампинасе. Здесь Карлус Антониу и начал заниматься музыкой под руководством отца, а затем, переехав в Рио-де-Жанейро, приступил к изучению теории и композиции в- местной консерватории; основным его наставником был итальянский педагог Дж. Джаннини. Энергичный и честолюбивый молодой человек уже в студенческие годы проявляет не только композиторские, но и организаторские способности. Одну за другой он пишет две оперы, собирает консерваторскую труппу из педагогов и студентов, которая получает название «Национальная опера» и ставит оба произведения своего вожака. Так увидели свет рампы «Ночь в замке» (1861) и «Жанна Фландрская» (1863). Успех этих произведений польстил самолюбию императора Педро Второго, который был бы не прочь иметь при дворе «собственного» композитора. И Гомис получил стипендию для продолжения занятий в Италии.

Попав в Милан, музыкант из далекой Бразилии стал учеником Лауро Росси и быстро обратил на себя внимание. Он написал музыку к небольшому водевилю, где была веселая песенка «О коробке спичек», которая в считанные дни облетела всю Италию. По своей популярности она не уступала ариям из опер Верди. Следом увидела свет рампы его музыкальная комедия «На луне», открывшая автору двери «Ла Скала». Здесь, на первой сцене страны, в 1870 году была поставлена опера-балет Гомиса «Гуарани». Успех был огромный и неоспоримый; особенно понравились публике своеобразные мелодии американских индейцев долины Амазонки, умело обработанные автором в итальянском духе. «Гуарани» надолго закрепилась на сцене «Ла Скала», ее поставили в большинстве европейских столиц; в феврале 1878 года состоялась премьера в Петербурге. К этому времени автор уже пользовался, можно смело сказать, мировой известностью, которую закрепили постановки опер «Фоско» (Милан, 1873) и «Сальватор Роза» (Генуя, 1874).

Несмотря на выпавшие на его долю лавры, Гомис не захотел стать европейцем и делил свою жизнь между Бразилией и Италией. В Рио-де-Жанейро с успехом прошли премьеры оперетты «Электрический телеграф» и большой оперы «Раб» (1889), в «Ла Скала» были поставлены оперы «Мария Тюдор» (1879) и «Кондор» (1891). Правда, последние уже не принесли их автору прежних триумфов, но и в конце столетия имя его продолжало пользоваться популярностью и уважением, особенно на родине. К столетию национальной независимости он написал гимн «Салют, Бразилия!», восторженно встреченный соотечествениками. Четырехсотой годовщине открытия Америки посвящена была его кантата «Колумб» (1892). В салонах бразильских городов звучали его фортепианные миниатюры, на улицах и площадях пели его песни, в церквах исполнялись его хоры. Незадолго до своего 60-летия маститый композитор был назначен директором новой консерватории в городе Белен (Пара). Несколько месяцев болезнь мешала ему выехать на новое место жительства, а когда он, наконец, приехал, то оказалось, что дни его сочтены.

Оперы

Сегодня имя Карлуса Антониу Гомиса за пределами его родины забыто; большинство специалистов и любителей ведет отсчет истории бразильской музыки от нового ее классика — Эйтора Вила Лобоса. Но соотечественники, как и прежде, с благодарностью хранят память о музыканте, немало сделавшем для славы своей страны.