Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Государственный симфонический оркестр СССРВ

ДУХЕ ВРЕМЕНИ

 

 

«Высочайший профессионально-художественный уровень этого коллектива дает нам право причислить его к лучшим симфоническим оркестрам мира». Эти слова принадлежат Тихону Николаевичу Хренникову, и в них нет преувеличения. Действительно, сегодня искусство Государственного симфонического оркестра Союза ССР пользуется всеобщим признанием; он по праву входит в когорту самых первоклассных асов оркестрового исполнительства.

Любители музыки чаще всего встречаются с Госоркестром в Большом зале Московской консерватории. Да, именно с этим чудесным залом связаны основные вехи в жизни прославленного музыкального коллектива. 5 октября 1936 года здесь состоялся первый концерт Государственного симфонического оркестра Союза ССР. Торжественность момента была подчеркнута и тем, что программа открывалась исполнением «Интернационала». А вслед за тем прозвучали Первая и Третья симфонии Бетховена. За пультом стояли Александр Гаук и знаменитый австрийский дирижер Эрих Клейбер.
Итак, за плечами оркестра полвека. Для симфонического оркестра срок сравнительно небольшой, но, с другой стороны, пять десятилетий есть пять десятилетий, и они принесли коллективу и славу, и творческие завоевания, и устойчивые традиции. Конечно, выработке его своеобразного художественного облика, - в первую очередь, способствовали крупные мастера, возглавлявшие оркестр на протяжении минувших лет. И стоит обратить внимание, что для столь длительного срока не так уж много перемен было на «капитанском мостике».

Неизведанный путь в концертном море для нового коллектива довелось прокладывать Александру Васильевичу Гауку. Опытный дирижер, обладавший широким репертуаром, настоящий педагог, воспитатель музыкантов, он сумел в удивительно короткий срок создать монолитный художественный организм, способный решать самые серьезные творческие задачи. Этому способствовало и то обстоятельство, что в состав нового оркестра вошли высокопрофессиональные исполнители из Первой симфонической бригады, а также талантливая молодежь, отобранная в результате очень строгого конкурса. Словом, уже вскоре Госоркестр занял ведущее положение в концертной жизни не только столицы, но и всей страны. Так, ему пришлось выдержать основную нагрузку Всесоюзного конкурса дирижеров 1938 года, подготовить множество сложных программ к предвоенным декадам советской музыки.

Государственный симфонический оркестр СССР
ЗА ПУЛЬТОМ ГОСОРКЕСТРА—ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ


В 1941 году Натан Григорьевич Рахлин принял под свое крыло вполне сложившийся симфонический ансамбль. На протяжении двадцати лет (с 1946 года) тесное содружество связывало Госоркестр с Константином Константиновичем Ивановым. Под руководством этого замечательного мастера коллектив вышел на новые рубежи. С его искусством знакомились любители музыки в разных странах, с каждым сезоном все богаче становились гастрольные маршруты московских артистов. Наконец, в 1965 году пост главного дирижера и художественного руководителя Государственного оркестра Союза ССР занимает Евгений Федорович Светланов. Выдающийся художник приводит коллектив к блестящим творческим свершениям, к высотам виртуозного мастерства. Артистический почерк оркестра формировался, конечно, и в общении с другими корифеями дирижерского искусства. За его пультом можно было увидеть Н. Голованова и А. Мелик-Пашаева, С. Самосуда и Е. Мравинского, Г. Рождественского и Ю. Темирканова, Г. Абендрота и Ф. Конвичного, А. Клюитенса и Л. Маазеля.


Как же обрисовать этот артистический почерк? Разумеется, игра сегодняшнего Госоркестра отмечена и техническим совершенством, и благородством звучания, и чистотой строя, и ансамблевым равновесием, и внутренней насыщенностью. «Сформулировать коротко характерные черты этого оркестра,— справедливо указывает критик Ин. Попов,— пожалуй, труднее именно из-за многосоставности компонентов. Видимо, в данном случае нужно говорить о гармоничности сочетания самых различных исполнительских качеств, причем гармоничность эту не следует понимать как уравновешенное спокойствие. В том-то и дело, что «стилистической доминантой» игры Госоркестра является чрезвычайная яркость всех образных красок. Эмоциональный нерв каждого музыкального произведения ощутим в ней всегда очень сильно. Но это — эмоциональность, опирающаяся на виртуозное мастерство, поверяемая развитием мысли и драматургии целого и потому раскрывающаяся с особой впечатляющей силой».

На редкость многосоставным выглядит и репертуарная палитра оркестра, особенно обогатившаяся в «светлановский период». Вся панорама мировой музыки получила отражение в концертных программах коллектива. Но особое внимание— отечественному искусству. Госоркестр исполнял практически все произведения русского классического симфонизма. Какие глубочайшие истолкования шедевров Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Балакирева, Рахманинова, Скрябина!.


Прочная дружба связывает оркестр с творцами советской музыки. Именно этот коллектив впервые представил слушателям многие произведения Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Эшпая. Арам Ильич Хачатурян произнес однажды слова, к которым безусловно могут присоединиться все его коллеги: «Одно из самых примечательных качеств этого оркестра—предельная чуткость к замыслам композитора и интерпретации дирижера. Эмоциональность и вдохновенность исполнения Государственного оркестра, звонкость, огромная амплитуда красок и образов, оптимистичность— все это является выражением в искусстве характерных признаков нашего времени, наших принципов и наших идеалов».