Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Тео Адам

ВСЕМИРНОЕ ПРИЗНАНИЕ

 

 

В семье замечательного немецкого певца Тео Адама издавна ведется подробный и весьма содержательный «артистический дневник». В нем отмечены практически все более или менее важные события насыщенного творческого пути этого признанного ныне во всем мире мастера вокального искусства. Один из критиков свидетельствует, что, знакомясь с упомянутым дневником, убеждаешься в одной характерной особенности Адама — на всем протяжении своего художественного развития он обладал редкой способностью терпеливо выжидать, давая созреть решению любой творческой задачи. И может быть, именно здесь разгадка его прочных успехов в разных сферах деятельности.
Действительно, Адам последовательно и, можно сказать, неторопливо шел к вершинам славы. Начинался этот долгий путь в знаменитом дрезденском «Кройцхоре», куда будущий артист поступил десятилетним мальчиком в 1936 году. В этом старейшем музыкальном коллективе Тео Адам впитал освященные веками традиции, заложил фундамент той взыскательной художественной культуры, которой отличается его исполнительский почерк.

Вторая мировая война прервала на некоторое время его музыкальные университеты. Незадолго до ее окончания Адам был призван в армию, попал в плен к американцам и лишь в конце 1945 года вернулся в родной Дрезден. Теперь пришло время определить свое будущее. Он стал школьным учителем, руководил любительскими хорами, а в свободное время самостоятельно совершенствовал свои вокальные данные.

Как профессиональный певец Тео Адам — ровесник своей родины, Германской Демократической Республики. В 1949 году он исполнил свою первую большую партию на сцене Дрезденского театра. Это был Отшельник в опере Вебера «Вольный стрелок». В дальнейшем все более прочные узы связывали его с Немецкой государственной оперой в Берлине, и вот уже долгие годы Адам является ее ведущим солистом. Вполне естественно, что уже вскоре после своего дрезденского дебюта Адам обратил на себя внимание и Крупнейших оперных театров, и руководителей знаменитых европейских фестивалей. Для исполнения важнейших партий в классических операх и ораториальных произведениях его приглашают такие прославленные дирижеры как К. Бем, Г. Караян, Л. Бернстайн, Э. Лейнсдорф.
Гастрольная суета, однако, не мешает его по-прежнему вдумчивой работе. Неторопливый склад его характера, наоборот, помогает ему методично осваивать все новые и новые художественные сферы, разучивать новые партии, число которых ныне перевалило за сотню. Так что теперь трудно говорить о ярко выраженных репертуарных пристрастиях артиста. Можно только вспомнить, что успешные выступления еще в 50-х годах принесли ему репутацию отличного исполнителя вагнеровской музыки. На разных сценах Адам пел партии Ганса Сакса в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Генриха Птицелова в «Лоэнгрине», Вотана в «Валькирии», Голландца в «Летучем голландце», короля Марка в «Тристане и Изольде», Амфортаса в «Парсифале».

Тео Адам

«Специалист по Вагнеру» — это для певца весьма солидная визитная карточка, и есть артисты, готовые себя ограничить этой довольно-таки обширной областью творчества. Но Адама не й меньшей степени манили и другие творческие дали. Для этого у него были и чисто вокальные основания. С одной стороны, многие специалисты определяют его голос как бас-баритон, другие — просто как баритон, но при этом вынуждены с некоторой долей удивления заметить, что ему великолепно удаются и партии, предназначенные для глубокого баса—например, Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, Филипп II в «Дон Карлосе» Верди или Прочида в его же «Сицилийской вечерне». И Адам в полной мере использует свои вокальные и художественные возможности. Так, в мо-цартовском «Дон Жуане» он выходит на сцену и в обличий заглавного героя, и в ролях Лепорелло и Командора. Типичный представитель немецкой вокальной школы, он своеобразно интерпретирует партии Досифея и Бориса Годунова в операх Мусоргского, обращается и к оперным партитурам XX века, в том числе к «Воц-цеку» Альбана Берга.

Да, Тео Адам занял почетное место на мировом оперном Олимпе. Между тем советские слушатели знают его и как превосходного камерного певца. Голос артиста привлекает мягкостью и теплотой тембра, в нем господствуют искренность, сердечность, подкупающее обаяние. Нет нужды доказывать, сколь важны подобные качества для исполнителя вокальной лирики. Недаром такое пленительное впечатление оставляют в его интерпретации шубертовские циклы «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха», «Четыре серьезные песни» Брамса, «Три песни на стихи Рюккерта» Рихарда Штрауса и многие другие образцы немецкой камерной литературы. В этом не раз убеждали выступления немецкого гостя у нас в стране.

Многогранен творческий облик художника. Внимание любителей привлекли, в частности, и его содержательные статьи, посвященные серьезным музыкальным проблемам. И поэтому вполне закономерным выглядело и обращение Адама к театральной режиссуре. Еще в 1973 году он поставил на сцене Немецкой государственной оперы «Свадьбу Фигаро» Моцарта, и спектакль этот вызвал самую высокую оценку критики. Режиссер сумел свежим взглядом взглянуть на хорошо знакомое произведение, подчеркнув в нем социально-критические и даже сатирические моменты, сближаясь в этом плане, скорее, с Бомарше, чем с либреттистом композитора— Л. да Понте. На долю Адама в этой постановке выпал двойной успех—он с самого начала захватил внимание публики как солист, создав блестящий вокально-сценический образ графа Альмавивы, и как бы задал тон всему спектаклю, пронизанному истинно моцартовскими легкостью и изяществом. В частности, в его режиссуре с успехом шла на берлинской сцене опера Чайковского «Евгений Онегин».

.Тысячи гастрольных километров за плечами артиста. Его с нетерпением ждут в разных странах, потому что встречи с ним несут людям впечатляющие открытия в неисчерпаемом океане музыки. Но, конечно, с особой любовью приветствуют Тео Адама в родных краях, прежде всего в Дрездене и Берлине, и не только как певца с мировым именем, но и как неустанного строителя молодой художественной культуры обновленной немецкой земли — Германской Демократической Республики.