Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Сидни Джонс

ИЗ МИРА ОПЕРЕТТЫ

 

 

В 1940 году в Лондоне вышло из печати очередное издание солидной и содержательной «Музыкальной энциклопедии» Грова. Но странное дело: не в основных ее пяти томах, а лишь в добавочном, шестом можно найти упоминание об английском композиторе Сидни Джонсе. А ведь он в то время еще был жив, и дом престарелого музыканта в лондонских предместьях отделяло от издательства не столь уж много километров. Однако вот так сложилась судьба Джонса, что его имя даже на родине слишком быстро было предано полному забвению. Вскоре после второй мировой войны музыкальная общественность никак не отреагировала и на кончину композитора. Да, Джонс пережил пору своего цветения, и все же автор нашумевшей в прошлые годы «Гейши» заслуживает воспоминания как талантливый мастер, внесший определенный вклад в развитие опереточного жанра.
Он родился близ Лондона в семье военного капельмейстера и, верный сложившейся традиции, пошел по стопам отца, выступал в составе его оркестра, а потом и руководил им. Впрочем, вскоре его музыкальные горизонты расширились и прежде всего за счет сценического жанра. Много дорог исколесил он вместе с бродячими опереточными труппами, а в 1905 году стал дирижером Королевского оперного театра в Лондоне. Там, кстати, Джонс позволил себе вылазку в хореографический жанр, но балет «Звук охотничьего рога» не принес автору особенных лавров.

Зато к этому времени имя английского композитора уже хорошо было известно и в Великобритании, и во многих других европейских странах. Но счастливый его путь пролегал вдалеке от серьезных академических жанров. Еще в 90-х годах прошлого века он писал вставные песенки для разных постановок столичных театров, и некоторые из них приобрели чрезвычайно широкое распространение. Тогда-то Джонс и решил попробовать свои силы в сфере музыкальной комедии. Первые попытки — оперетты «Веселая девушка» и «Натурщица» —обратили на себя внимание. Однако звездный его час был впереди. Развивая ориентальные мотивы знаменитого театрального «бестселлера» А. Сюлливана «Микадо», Джонс пишет в 1896 году оперетту «Гейша» (текст О. Холла и X. Гринбэнка).
Не так уж много найдется в истории оперетты произведений, которые могли бы соперничать в популярности с этим счастливым детищем Джонса. Долго, очень долго не сходила «Гейша» со сцены, неоднократно ставилась и у нас в стране. Конечно, не далекий от оригинальности сентиментальный сюжет, не условная японская экзотика привлекали в театр тысячи, даже миллионы (если иметь в виду долгожительство оперетты) зрителей. Основная причина заключалась, конечно, в талантливой музыке Джонса, лиричной, непосредственной, искренней.

Сидни Джонс

«Г ейша» окончательно определила творческое призвание композитора. Но, к сожалению, удержаться на достигнутой высоте он не смог, хотя еще почти два десятилетия работал весьма продуктивно. Названия его последующих оперетт ныне уже знакомы только по специальным справочникам—«Греческий невольник», «Сан-Той», «Персидская принцесса», «Девушка из Ута», «Счастливый день». Спектакли под этими названиями ставились довольно часто, но в репертуаре не удерживались. Лишь «Гейша» вновь и вновь оживала на театральных подмостках, заставляя вспоминать об имени ее талантливого создателя.