Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Янис Иванов

ЛАТЫШСКИЙ СИМФОНИСТ

 

 

«Для меня музыка — главное средство выражения отношения ко всему, что происходит в жизни. Для меня музыка — это возможность передать ленинской- партии свою сердечную благодарность за ее мудрость. Для меня музыка — единственная форма проявления того, о чем поет душа. Для меня музыка — выражение сердечной, братской, всеобъемлющей и безграничной дружбы, которая связывает меня с.каждым гражданином Отчизны. И я не мыслю своего творчества вне тех грандиозных событий, которые свершаются в нашу эпоху».

Это не просто красивые слова. В них замечательный латвийский композитор Янис Иванов искренно выразил свое художественное кредо. На протяжении долгого творческого пути он действительно стремился запечатлеть в музыкальных образах жизнь родной республики, всей Советской страны.
Латгалия — так называется латышский край, с которым неразрывно связаны и жизнь, и творчество музыканта. «Во время первой мировой войны,— рассказывает он,— мой отец, работавший на железной дороге, вместе с семьей эвакуировался сначала в Витебск, а затем в Смоленск. В этом старинном русском городе при железнодорожном клубе образовалась музыкальная студия. Там я и сделал первые музыкальные шаги: с увлечением пел в хоре революционные песни, начал учиться игре на фортепиано. Вернувшись в родную Латгалию, написал несколько фортепианных миниатюр, сделал первые обработки народных песен.

Композитор Янис Иванов

С этим багажом я и отправился к профессору Витолу в Ригу. Его заинтересовали, наверное, не столько мои опусы, сколько латгальские песни и сам факт появления первого композитора из Латга-лии. Несмотря на то, что шел октябрь и занятия уже начались, меня все же приняли в консерваторию. Причем Витол заметил, что композитор, дирижер, скрипач, хоровой дирижер, даже барабанщик прежде всего должны владеть фортепиано. А я к тому времени с трудом «ковырял» сонатины Клементи и Кулау. Витол направил меня в класс специального фортепиано профессора Николая Александровича Дауге, окончившего Московскую консерваторию. Мой педагог был другом таких замечательных русских музыкантов, как Николай Орлов, Александр Боровский, Николай Метнер. Все они, кстати сказать, бывали в Риге, и однажды я даже имел честь играть Метнеру его си-бемоль-минорную «Сказку». Только через три года я начал заниматься по композиции у Витола, а симфоническим дирижированием овладевал под руководством Эмиля Купера, Георга Шнеефогта и Яниса Медыня. Тогда я соприкоснулся с симфоническим оркестром и навсегда отдал ему мою любовь и вдохновение.
Купер и Шнеефогт были уверены, что я стану дирижером. И они были близки к истине. До войны я выступал очень часто по радио, в концертах на Взморье, в Верманском парке (ныне парк имени Кирова), в Аркадии на Задвинье.

Еще не отгремели залпы Великой Отечественной войны на территории Прибалтики, как я уже начал работать с оркестром нашего республиканского радио, который позднее передал Леониду Вигнеру. Потом, когда в Москве играли Пятую симфонию Шостаковича, я познакомился с Дмитрием Дмитриевичем, и он меня спросил: «А не мешает ли Вам регулярное дирижирование чужими произведениями писать свои симфонии?» И тогда, подумав, я решил целиком посвятить себя композиции. Последний раз я встал за пульт в 1950 году, когда трудящиеся республики выдвинули меня кандидатом в депутаты Верховного Совета Союза ССР».

В творческом наследии Яниса Иванова представлены разные жанры. Мы находим здесь и оркестровые поэмы, и фортепианные пьесы, и камерные ансамбли, и вокальные сочинения — хоры, песни. Однако все богатство своей души отдал он симфонии, этому сложнейшему жанру музыкального искусства. Именно в ней видел композитор ту форму, которая, по его словам, позволяет выдвинуть и решать выразительными средствами музыки актуальнейшие проблемы нашей эпохи, достигая большой силы обобщения. Двадцать симфоний написано видным мастером советской музыки. Редкая плодовитость для нашего времени! Среди них такие значительные создания, как Латгальская симфония, «Симфония хумана», посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, наконец, Двадцатая симфония— своеобразный итог размышлений художника о времени и о себе. Раскрывая содержание своей «лебединой песни», Янис Иванов говорил: «Это воспоминания. Если хочешь знать, что представляешь собой сегодня, каков твой путь». Это был путь неустанного труда, значительных творческих побед, оставивших яркий след в развитии многонациональной культуры нашей Родины.