Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Йован Йовичич

ПРОФЕССИЯ И СТРАСТЬ

 

 

«Физика—моя профессия, музыка — моя страсть»,— сказал когда-то; уже много десятков лет назад Йован Йовичич. Пожалуй, в этих словах—лишь половина правды; вторая могла бы звучать так: «Физика—моя страсть, музыка— профессия». Потому что этот человек относится к числу тех редких счастливцев, которые сумели пронести через всю свою жизнь два столь несхожих увлечения и заставить их служить одному жизненному призванию.
Конечно, удалось ему примирить свои увлечения далеко не сразу и не без труда. Дело в том, что в дни его молодости мало кто в Югославии считал гитару инструментом, достойным большой концертной эстрады. А именно гитара с юных лет влекла к себе Йована, влекла неотразимо. «Еще ребенком я любил музыку,— рассказывает он.— С восьми лет начал играть на виолончели. Но, как бы это выразиться, ощущал в себе какую-то неудовлетворенную жажду гармонии. А ее-то как раз виолончель мне дать не могла: виолончель, это — звук за звуком. Мне же нравились и нравятся гармонические инструменты— рояль, гитара, арфа, орган. И вот однажды, скопив денег, я купил в магазине гитару. К тому времени уже имел кое-какое представление о сольфеджио, пел в хоре. Перед самой мировой войной начал изучать самоучители по игре на гитаре».

Таково было начало. Продолжение последовало уже после войны. Йован продолжал увлекаться гитарой, посвящал ей все свободное время, но отдавал себе отчет в том, что гитарист—это не профессия. Окончив школу, записался на физический факультет университета. Учился он серьезно, основательно, но и с музыкой распрощаться не хотел. Думал: время покажет, какое из увлечений победит. А вышло иначе.

Решающим в его биографии стал 1957 год. В Москве проходил тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и в рамках этого праздника—конкурс гитаристов. Будущий физик из Югославии завоевал звание лауреата. Это вдохновило его, придало энергии, укрепило веру н себя. Параллельно с занятиями в университете он начинает ежегодно посещать летние Международные курсы гитаристов (Академия «Чигиана») в итальянском городе Сиене. Уроки высшего мастерства давал 'здесь молодежи патриарх современной гитары—Андреас Сеговия. Среди однокашников Йовичича были артисты, ставшие впоследствии известными мастерами,— А. Диас и Р. Райер из Венесуэлы, Д. Уильяме из Англии, А. Майбрадо из Испании, О. Гилья из Италии. Но молодой югославский физик «не ударил лицом в грязь»: он стал одним из любимых учеников Сеговии и в 1961 году был удостоен диплома об окончании с отличием Академии «Чигиана». Одновременно пришел еще один успех — музыка, сочиненная им к драме Обреновича «Птицы», получила в Риме «Премию Италии». А затем гитарист Йовичич, чье имя уже было известно слушателям многих стран, получил и университетский диплом.
И вот тут, вместо того, чтобы решать, какую из двух профессий выбрать, Йовичич решил найти между ними «точку соприкосновения». Он начал работать над докторской диссертацией по теме «Акустические особенности гитары и ее звуковые спектры». Теперь уже на опыты в университетской лаборатории приходилось выкраивать время между многочисленными гастролями, но он не сдавался и в 1964 году блестяще защитил диссертацию, удостоившись звания доктора физи-ки. С тех пор на вопрос корреспондентов:-какую гитару он предпочитает, артист отвечает с улыбкой: «А вы почитайте мою диссертацию.»

Немалым количеством дипломов и премий удостоен с тех пор доктор Йован Йовичич. Еще в 1962 году он получил Октябрьскую награду (одно из высших отличий для деятеля культуры в Югославии) «за высокий уровень исполнения серьезной музыки и за утверждение своего инструмента на концертной эстраде». Но, пожалуй, самая главная его награда — это любовь публики. «Моя аудитория созревала вместе со мной»,—с городостью говорит Йовичич. И действительно, если когда-то концерты гитаристов были в Югославии исключением, то сегодня гитара стала здесь одним из самых любимых инструментов, а Йован Йовичич — подлинным любимцем югославской публики. Где бы он ни выступал, всюду его имя на афише гарантирует аншлаг.

Все это, конечно, плоды не только таланта, но и преданности своему делу. В 1973 году, когда отмечалось 25-летие артистической деятельности Йовичича, статистики подсчитали, что за плечами артиста почти две тысячи концертов. «Не было такого города в Югославии, такой школы или больницы, дома культуры или заводского цеха, где не выступал бы этот артист»,— констатировал один из критиков. Но, конечно, его хорошо знают и любят не только на родине. Йовичич объездил десятки стран всех континентов и везде доказал свою принадлежность к элите мирового гитарного искусства. Когда же журналисты спрашивают его о самых памятных концертах, он обычно называет два: дебют в Москве, где публика заставляла его бисировать без конца, и выступление в испанском городке Кастельон, на родине композитора Фернандо Тарреги. Здесь в заключение обширной и насыщенной программы он исполнил «Большую хоту» Тарреги, и все присутствующие в зале встали и поклонились артисту. И.тогда он, растроганный, сыграл на бис. «Подмосковные вечера».

За минувшие годы Йован Йовичич, кажется, освоил весь традиционный гитарный репертуар. Он играет все, что написано для этого инструмента, играет и многие переложения классики, пропагандирует современную музыку. Да и сам немало пишет для гитары: во многих странах (в том числе у нас) изданы и вошли в репертуар исполнителей его «Балканский танец», «Концертный этюд», «Македонская рапсодия», эффектные миниатюры и обработки народных мелодий, составившие несколько сборников пьес для гитары соло. Кроме того, им написана музыка к пьесам Лорки и Сервантеса, к инсценировке гоголевского «Миргорода». Наконец, Йовичич немало сил отдает и воспитанию молодых гитаристов. По его инициативе классы гитары были открыты во всех начальных и средних музыкальных школах страны, в Педагогической академии; он сам написал для них учебники, составил программы, выпустил и подготовил наглядные пособия. На курсах высшего мастерства под его руководством занимались десятки способных артистов. А другие десятки молодых людей изучали тонкости акустики под руководством профессора Йовичича в Белградском университете. Словом, когда югославская пресса называет Йована Йовичича «символом гитары»— в этом нет преувеличения.