Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Мечислав Карлович

КЛАССИК ПОЛЬСКОЙ МУЗЫКИ

 

 

... Разнообразны русско-польские музыкальные связи. Их истоки уходят в далекое прошлое. Многие композиторы, инструменталисты, певцы приезжали из Варшавы в Москву или Петербург, чтобы получить здесь основательную профессиональную подготовку. Иначе сложилась судьба выдающегося польского музыканта Мечислава Карловича. В юности он учился на родине, а совершенствовался у солидных немецких профессоров в Берлине. И тем не менее именно русская музыка в особенно сильной степени повлияла на творческое формирование молодого композитора. В разных городах Европы, где проходили его музыкальные университеты, Карлович не только слушал, но и изучал произведения Римского-Корсакова, Бородина, Танеева, Лядова, Антона Рубинштейна, Глазунова. Но, пожалуй, высшим авторитетом, путеводным образцом было для него творчество Петра Ильича Чайковского. Он восторгался Шестой симфонией и Первым фортепианным концертом.

Он рос в музыкальной семье и еще в детстве проникся красотой польских народных песен. Задумываясь о будущем сына, который проявлял немалые способности, родители остановили выбор на скрипке. С годами его учителем стал первоклассный музыкант Станислав Барцевич, питомец Московской консерватории. Его влияние на Карловича было особенно благотворным и не только в узко инструментальном плане. Несмотря на скрипичные успехи, юношу влекут и иные музыкальные сферы. Он берет уроки фортепианной игры, занимается теорией музыки, а в 1891 году знакомит отца с посвященной ему «Вечерней песней» для скрипки и фортепиано.

Вообще Карлович был человеком широких художественных интересов, общался со многими представителями польской интеллигенции, мечтавшей о возрождении и утверждении национальной культуры. Вернувшись на родину после европейских странствий, Карлович стремился всеми силами способствовать этому процессу. Свой долг патриота он видел не только в создании новых произведений, но и в пропаганде отечественной музыки. Он выступал как дирижер в концертах Варшавской филармонии, руководил струнным оркестром Варшавского музыкального общества. Наряду с произведениями современников он включал в свои программы и забытые образцы польской музыки, например сочинения композитора XVI века Миколая Краковского.

Патриотические цели преследовала и литературно-публицистическая деятельность Карловича. Он выступал с полемическими статьями на страницах «Польской газеты», в 1904 году выпустил книгу «Неизданные памятники о Шопене», много внимания уделял исследованиям в области старинной национальной музыки, помогал отцу в составлении словаря польского языка.

Все это, конечно, отнимало у него немало времени, и, может быть, поэтому творческое наследие композитора невелико по объему. Тем не менее он сумел внести значительный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Лучшие произведения Карловича по праву считаются образцами национальной классики. Здесь прежде всего должны быть названы его симфонические опусы и среди них, как истинный шедевр — Скрипичный концерт, впервые исполненный в 1903 году С. Барцевичем в сопровождении оркестра под управлением автора. Он и сегодня занимает видное место на филармонических эстрадах Польши, входит в репертуар многих виртуозов. По словам профессора И. Ф. Бэлзы, Скрипичный концерт Карловича — подлинно самобытное произведение, прочно связанное с народными корнями и классическими традициями польской музыкальной культуры. Произведение это создано композитором зрелым, достигшим высот мастерства. Музыка его пронизана эмоциональной яркостью мелодий, гармонической свежестью, цельностью драматургической структуры. На завершающем этапе творчества композитор основное внимание уделял симфоническому жанру. Масштабностью замысла, романтической насыщенностью, взволнованным пафосом отличаются программная симфония «Возрождение», поэмы «Возвращающиеся волны», «Станислав и Анна Осьвецимы», «Грустный рассказ», «Эпизод на маскараде», оркестровый триптих «Три вековые песни», «Литовская рапсодия». Однако признание польских слушателей завоевали и фортепианные пьесы, в которых Карлович своеобразно развивает шопеновские традиции, и многочисленные песни, где, может быть, особенно рельефно проявились фольклорные привязанности композитора.
Жизнь замечательного музыканта оборвалась в 1909 году. С молодых лет помимо музыки у него была еще одна страсть — горы. Будучи отличным альпинистом, он совершал смелые восхождения. Одно из них закончилось трагически.

Музыка Карловича завоевывала в дальнейшем все новых и новых почитателей. Она, естественно, вошла и в программу польских концертов, организованных в 1916 году в Петрограде. «Музыкальное наследство, оставленное нам этим композитором,— указывал один из рецензентов,— невелико, но все, что он успел написать за сравнительно небольшой период времени, позволяет говорить о наличии очень мощного, быстро и неуклонно развивавшегося творческого дара». С этим мнением нельзя не согласиться.