Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Пабло Касальс

В БОРЬБЕ ЗА МИР И СВОБОДУ

 

 

Есть в истории исполнительского искусства немногие гиганты, чье имя с годами становится как бы символом самого инструмента, которому отдали они свою жизнь, символом совершенства. Если говорить о виолончели, то ее символом стало имя замечательного испанского музыканта Пабло Касальса.

Его долгий жизненный путь продолжался без малого сто лет. Современник Рахманинова, игравший с ним на эстраде еще в начале нашего века, он благословлял на артистический путь многих исполнителей, чей талант в полную меру развернулся лишь сегодня. Дебютировав в Париже в 1899 году, Касальс с тех пор объездил весь мир, покоряя людей чудесным звучанием своего инструмента. Его интерпретации произведений Баха и многих других композиторов стали поистине классическими. Об искусстве этого удивительного мастера написаны сотни статей и исследований, ему посвящены книги, издававшиеся повсюду, в том числе и в нашей стране.

Конечно, в XX столетии были и другие музыканты, добившиеся великолепных художественных результатов, открывшие новые пути в искусстве интерпретации. Что же выделяет Касальса и из этого блестящего ряда? Ответим на такой вопрос с помощью великого Альберта Эйнштейна: «Право, не стоило дожидаться моего мнения, чтобы провозгласить Пабло Касальса крупнейшим художником, так как в этом отношении отзывы всех авторитетных людей единодушны. Но то, чем я в нем особенно восхищаюсь,—это твердой позицией, занятой им не только по отношению к угнетателям его народа, но также по отношению к оппортунистам, всегда готовым вступить в любые сделки с дьяволом. Он с удивительной проницательностью понял, что миру угрожает большая опасность со стороны тех, кто терпит зло или потворствует ему, нежели от тех, кто совершает его». Как актуально звучат эти слова и в наши дни.

В здании Организации Объединенных Наций установлен бюст Пабло Касальса. Он заслужил эту честь. Не только и не столько потому, что создал в 1971 году «Гимн ООН» и тогда же продирижировал его премьерой в Нью-Йорке. На протяжении десятилетий, начиная со времен гражданской войны в Испании, Касальс во всю меру сил боролся с врагами мира и демократии; никогда не шел на сделку со своей гражданской совестью. Он был на стороне испанского народа в его неравной схватке с фашизмом и после падения республики покинул родину и поселился на юге Франции, в небольшом городке Праде. С тех пор его долгое время не видели на публичных концертных эстрадах. Несмотря ни на какие посулы, он не соглашался прервать свое музыкальное молчание и выступать там, где хозяйничали гитлеровцы.

Светлые надежды принес артисту разгром фашизма в результате второй мировой войны. Он верил в разум, в человеческое достоинство и потому вновь отдал свою виолончель людям. С ошеломляющим триумфом проходят его концерты в городах Англии и Франции. У него не было сомнений: теперь страны Запада восстановят свободы, попранные франкистами на его родной земле. И он обращается с призывами к политическим деятелям, общественным организациям, представителям художественной интеллигенции. Увы, все было тщетно. Тогда он публикует следующее заявление: «Мои друзья, высланные из фашистской Испании, делали все возможное, служа делу союзников во время войны. Все же и теперь, после победы в Европе, многие союзные правительства продолжают поддерживать отношения с Франко, хотя его сила базируется на силе фашистского оружия, а его режим вызывает те же ужасы, ради искоренения которых происходила и была выиграна война. Пока остаются эти условия, я не могу из солидарности с моими несчастными соотечественниками, чьи страдания продолжаются и сейчас, играть в какой-либо из подобных стран.»

Пабло Касальс

Это было сказано в 1946 году. И снова замолчала виолончель Касальса. Ему предлагали любые условия и гонорары, прежде всего из Соединенных Штатов— но он был непоколебим. Он пережил поистине необоримый искус: в 1950 году мир отмечал 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. Вся творческая жизнь Касальса прошла, можно сказать, под баховской звездой. Сколько приглашений получил он в ту пору из разных стран. Но и это не могло изменить его нравственной позиции; правда искусства дорога ему, но правда жизни еще дороже. И вот тогда многие знаменитые музыканты сами решили поехать в Прад к Касальсу, чтобы организовать там Баховский фестиваль. И это действительно был великолепный праздник, когда рядом с Касальсом играли скрипачи Й. Сигети и И. Стерн, пианисты Р. Серкйн и Ю. Истомин, виолончелист П. Тортелье, альтист У. Примроз и другие прославленные мастера. С тех пор музыкальные встречи в Праде стали традиционными. Вскоре подобные касальсовские фестивали стали проводиться еще в двух местах, где жил выдающийся художник: в Сан-Хуане, на острове Пуэрто-Рико, и в мексиканском городке Халапе. Да, парадоксальнейший случай в истории исполнительского искусства. Артист с мировым именем, будучи в добром здравии, почти не покидает своих обжитых гнезд. И наоборот, сюда со всех концов земли приезжали музыканты и любители музыки, чтобы прикоснуться к миру Пабло Касальса—виолончелиста, дирижера, композитора. А может быть, главная их цель состояла в том, чтобы в наше тревожное время получить от него не просто заряд творческой энергии, но воспринять важнейшие импульсы духовной чистоты, веры в идеалы гуманизма, добра и справедливости. Ведь ему принадлежат призывные слова, которые у Пабло Касальса никогда не расходились с делом: «Я хотел бы по крайней мере коротко сказать вам, что являюсь горячим защитником мира и знаю, что новое военное столкновение было бы пагубным для всего человечества. Я убежден, что необходимы неустанные усилия, чтобы достичь всеобщего разоружения. Невероятно, что цивилизованные люди могут продолжать создавать все новые и более страшные орудия разрушения вместо того, чтобы посвятить свою энергию созиданию мира, более красивого и более счастливого. Нашим долгом является поднять свой голос против этого стремления к самоубийству и сделать все что в наших силах, чтобы его приостановить. Музыка, чей чудесный и универсальный язык понятен каждому, должна явиться источником связи между людьми. Я еще раз призываю своих собратьев-музыкантов во всем мире поставить свое искусство на службу человечеству, способствуя объединению народов».
Прочтите: X. М. Корредор. Беседы с Пабло Касальсом. П., 1960; JJ. Гинзбург. Пабло Касальс. М., 1966.