«В лице Виктора Степановича Косенко, живущего постоянно в Житомире, украинская музыкальная культура имеет на редкость цельного композитора-лирика. Его прекрасная музыка хотя и не построена на модных нынче острых звукосочетаниях, но всегда глубоко искренна, всегда пленяет изумительно четкой логикой мышления, кристально ясной формой и блестящей разработкой тематического материала». Эта краткая характеристика появилась на страницах газеты «Харьковский пролетарий» в 1928 году, когда имя музыканта пользовалось еще весьма ограниченной известностью. Вместе с тем цитированный отзыв знаменует собой начало последнего десятилетия жизни Косенко — самого плодотворного и значительного.
Тот факт, что Косенко довольно поздно попал в поле зрения широкой музыкальной общественности и критики, объясняется прежде всего исключительной скромностью музыканта, и уж никак не недостатком творческой активности с его стороны. Напротив, вся короткая жизнь его в искусстве была насыщена трудом — сочинением музыки, артистической деятельностью, общественной работой. Уроженец Варшавы, он с детских лет твердо решил посвятить себя музыке, рано начал пробовать силы в композиции и, когда семья после начала мировой войны переехала в Петроград, поступил там в консерваторию. Становление его таланта проходило под воздействием,отличных педагогов: Н. Соколова и А. Глазунова по композиции, И. Миклашевской по фортепиано, Н. Черепнина по дирижированию. Уже в те годы молодой музыкант много сил посвящает композиции, с особым успехом — в жанре фортепианной и вокальной миниатюры. Один из ранних его романсов—«Ветер прелестный» — заслужил высокую оценку самого Глазунова и стал основанием для освобождения студента Косенко от платы за обучение.
Окончив консерваторию в 1918 году, Косенко отправился на Украину и поселился в Житомире, заняв скромное место педагога местного музыкального училища. Шла гражданская война, музыкальная жизнь города едва теплилась. Но музыкант-патриот трудился не покладая рук, отдавал все силы восстановлению культурной жизни, пропаганде музыки в широких массах трудящихся, впервые получивших доступ к большому искусству. Он систематически выступал как пианист, причем с особой охотой—перед рабочими, учащимися, воинами. Только в частях Красной Армии он дал за первое послереволюционное десятилетие более 250 концертов! Не ограничиваясь этим, Косенко создал фортепианное трио, в состав которого входили также скрипач В. Скороход и виолончелист В. Коломийцев; три музыканта-энтузиаста развернули широкую пропагандистскую деятельность, знакомя слушателей с камерной музыкой.
С годами, по мере восстановления художественной жизни и преодоления страной последствий гражданской войны, артистическая деятельность Косенко выходит за пределы Житомира, а затем и Украины. Он все чаще выступает в крупных культурных центрах республики, бывает и в Москве, снискав репутацию одаренного пианиста с широким и разнообразным репертуаром, значительную часть которого составляли сочинения современных украинских авторов — Н. Лысенко, Л. Ревуцкого, Я. Стенового, Ф. Козицкого. Немалое место в программах пианиста занимали и его собственные фортепианные опусы.
Уже в то время талант Виктора Косенко был высоко оценен многими его русскими и украинскими коллегами-музыкантами— М. М. Ипполитовым-Ивановым, Н. Мясковским, А. Гедике, Л. Ревуцким, Г. Беклемишевым, Б. Лятошинским, В. Золотаревым. Но переломной вехой биографии художника стали концерты в 1927 году в Киеве и Харькове и последовавшая за ними трехмесячная поездка по Украине с певицей О. Колодуб. Особым успехом пользовался цикл романсов на стихи Павло Тычины, написанный им к 10-летию Октября. На Косенко, наконец, всерьез обратили внимание, его сочинения начали издаваться, его наперебой приглашают концертировать. Становится ясным, что рамки провинциального Житомира уже тесны для масштабов деятельности крупного художника. В 1929 году он занимает пост профессора Киевского музыкально-драматического института имени Лысенко, вскоре вновь переименованного в консерваторию.
Музыкант испытывает огромный подъем творческих сил. Он продолжает концертировать, создает ряд крупных, значительных по замыслу сочинений — Концерт для фортепиано с оркестром, Героическую увертюру, Молдавскую поэму, симфоническую картину «После боя», новые и новые романсы на стихи русских и украинских поэтов. Вместе с тем он ведет немалую общественную работу, становится постоянным гостем на предприятиях, в учебных заведениях и воинских частях. Косенко шефствует над тружениками завода «Большевик», помогая развитию хоровой самодеятельности, пишет о рабочих этого завода цикл песен.
Внезапная болезнь и смерть оборвали жизнь Виктора Степановича Косенко
на взлете. Но и сделанное им к 44 годам стало частицей золотого фонда
украинской советской музыки, прочно вошло в фундамент ее современных достижений.
Характеризуя облик музыканта, его коллега Л. Ревуцкий писал: «Наследие
Косенко отличается богатством настроений, образов, тем и сюжетов, разнообразием
жанров и форм. В его музыке нашла отражение содержательная и многокрасочная
советская действительность. Искренность, эмоциональная насыщенность, высокая
культура и подлинное профессиональное мастерство—вот характерные черты
творчества композитора. И все это согрето неугасающим пламенем большой
любви к музыкальному искусству. Иногда меня спрашивают, стал ли Косенко
подлинно национальным композитором? Вряд ли можно ответить на такой вопрос
односложно. Ведь проблему национального у нас нередко толкуют слишком
узко, ограничивая это емкое понятие наличием в музыке определенного числа
аутентичных фольклорных мелодий, мотивов, интонаций, ритмов и т. д. Совсем
не отрицая всестороннего претворения стилевых основ народной музыки, я
считаю, что в определении национального более важны такие качества, как
глубокая почвенность всего комплекса средств музыкальной выразительности,
прямые и опосредованные связи композитора с вековыми традициями мировой
и национальной культуры, его способность проникнуться психологией художественного
мышления своего народа и умение правдиво и убедительно воссоздать это.
Мне кажется, что Косенко творил свою музыку, руководствуясь именно этими
предпосылками. Поэтому он в такой же степени национальный украинский композитор,
в какой, к примеру, Рахманинов, Скрябин, Метнер — русские национальные
композиторы».