Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Абдылас Малдыбаев

ПЕВЕЦ НАРОДА

 

 

В истории каждой национальной культуры есть личности, которым выпадает счастливая и почетная миссия быть первооткрывателями, основоположниками. Это люди, с которых национальная культура начинает отсчет своей новой эпохи. В Киргизии одним из таких основоположников стал Абдылас Малдыбаев — композитор, певец, фольклорист, музыкальный деятель, представитель первого послеоктябрьского поколения созидателей профессионального искусства своего народа. Многолетний соавтор и друг его, московский композитор Владимир Фере писал когда-то: «Нет в Киргизии человека, который не знал бы имени Абдыласа Малдыбаева. Нет такого места и уголка в республике, где не распевались его песни. Завидная судьба! Ибо есть ли для художника Страны Советов большее счастье, чем заслужить любовь и признание народа?»

Судьба эта была неотделима от судьбы всего киргизского народа, который именно Великий Октябрь поднял из темноты феодальной отсталости, которому революция открыла путь к вершинам мировой цивилизации. Да, Абдылас Малдыбаев стал певцом своего народа, его счастливой судьбы. Незадолго до своей кончины музыкант так подытожил свой творческий путь: «Вся моя жизнь, все мое творчество неразрывно связаны с Великой Октябрьской революцией. Я родился в 1906 году в семье бедного кочевника и был свидетелем и участником всех великих свершений нашего народа, начиная от революционных событий и до сегодняшнего дня. Не могу не вспомнить здесь, что до революции киргизы даже не знали таких слов, как опера, балет, театр, симфония и, конечно, не знали явления, которые эти слова означают. А сейчас имена наших музыкантов и артистов—Б. Минжилкиева, К. Сартбаевой, М. Абдраева, К. Молдобасанова известны далеко за пределами республики.
На моих глазах происходили становление и бурный рост профессиональной музыки в Киргизии. Особенно успешно развивались сложные жанры, требующие значительного уровня композиторской и исполнительской техники—опера, симфония. Мне довелось быть одним из авторов, сказавших первое слово в киргизской массовой песне, хоре, романсе, музыкальной драме, кантате и оратории. Вместе с В. Власовым и В. Фере я написал первую национальную оперу «Айчурек».
Мое детство прошло в Кеминском районе, и я помню, как в 1919— 1920 годах впервые в истории Киргизии открылась общеобразовательная школа (я стал одним из первых ее учащихся). У нас сразу же был организован небольшой хор, в котором ребята занимались с большой охотой. Ведь в Киргизии с давних времен в каждой семье были музыканты; в народе славились победители соревнований певцов и исполнителей на народных инструментах. Революция дала многим молодым людям возможность получить профессиональное музыкальное образование. В эти же годы в Алма-Ате был открыт казахско-киргизский Институт просвещения (Инпрос), где я учился и где пел в первом (в наших двух республиках) самодеятельном хоре. И опять скажу: до революции казахи и киргизы не знали многоголосного пения.

Абдылас Малдыбаев

В своем творчестве я стремился отражать те исторические события, свидетелем и участником которых был, и делал это преимущественно в жанрах, связанных с литературным текстом. В 1925 году появился мой хор «Мы — ленинцы», а в 1926-м — «Алое знамя», оба на слова основателя киргизской советской литературы К. Джантошева. Это были первые в Киргизии произведения данного жанра и первые опыты воплощения в киргизской музыке темы Октября. С тех пор эта тема стала в моем творчестве ведущей. Из трехсот моих песен и хоров более двухсот прямо посвящены ей. Многие из этих сочинений создавались в содружестве с ведущими поэтами республики. Таковы, например, песни «Сегодняшний день» (о героической борьбе народа Киргизии за Советскую власть) на слова еще одного из зачинателей киргизской профессиональной литературы А. Токомбаева, «Мечта» (о том дне, когда Великий Октябрь станет праздником для народов всего мира) на слова широко известного в Киргизии поэта Д. Турусбекова. Мотивы Октября нашли отражение во всех моих девяти работах кантатно-ораториального жанра. Особенно мне хочется отметить кантаты «Партия — наша слава» (1954) на слова А. Токомбаева и «Ленин, ты дал нам свободу и счастье» (1965) на слова великого народного акына-демократа Токтогула, где я стремился наиболее полно раскрыть октябрьскую тему, рассказать о борьбе угнетенного в прошлом киргизского народа за свою свободу, о его победах и свершениях, воспеть светлые, радостные сегодняшние дни. Нельзя не вспомнить также о юбилейных кантатах «Дважды орденоносный Киргизстан» (1964) и «Киргизы — счастливый народ» (1966).
Из сочинений для музыкального театра значительной вехой в моей творческой биографии стала музыкальная драма «Не смерть, а жизнь» (музыка написана в соавторстве с Д. Ковалевым на либретто Д. Турусбекова в 1934 году). События, о которых повествует спектакль, имеют непосредственное отношение к моей жизни. Киргизский народ восстал против царского самодержавия и бай-манапов. Войска жестоко подавили этот бунт; тысячи простых киргизов бежали из родных мест и возвратились туда лишь после победы Великого Октября. Как одно из самых ярких впечатлений моего детства в памяти осталась картина празднования первой годовщины Великого Октября. На улицах впервые в жизни я увидел красные флаги, впервые услышал слова — большевик, Ленин,— которые люди произносили с глубокой благодарностью и любовью. Интересно, что тогда же я впервые услышал и хоровое пение: красноармейцы пели одну из русских революционных песен. Словом, от этого знаменательного дня у меня остались самые яркие воспоминания.

В 1958 году мною в содружестве с Власовым и Фере была создана опера о великом сыне киргизского народа, борце за его лучшее будущее, об одном из первых киргизов, пропагандировавших идеи Ленина, идеи дружбы с русскими рабочими и крестьянами,— о Токтогуле Сатылганове. Знаменитый народный музыкант и певец оставил большое творческое наследие (отчасти записанное А. Затаевичем) и в своих песнях воспел Великий Октябрь. В сюжете оперы «Токтогул» (либретто Д. Боконбаева и К. Маликова) нашли отражение основные эпизоды жизни великого акына: его борьба с бай-манапами, высылка в Сибирь, его встреча с русским революционером Семеном, который познакомил своего киргизского друга с идеями революции, рассказал ему о вожде пролетариата Ленине, и, наконец, возвращение Токтогула на преображенную землю после победы Октября.
Различные этапы истории Советской Киргизии воплощены также в операх «Патриоты» (о борьбе с немецко-фашистскими захватчиками) и «На берегах Иссык-Куля» (о созидательном труде моего народа), где вновь моими соавторами были Власов и Фере. С ними же мною был сочинен Государственный гимн Киргизской ССР. Все мое творчество рождено Октябрем, и именно Революции я обязан своим счастьем как композитор и сын своего народа».

Сегодня, когда композитора уже нет с нами, строки этого автопортрета необходимо дополнить хотя бы несколькими фактами, говорящими о том гигантском вкладе, который внес народный артист СССР А. Малдыбаев в сокровищницу родной культуры. Нельзя не напомнить о том, что он снискал известность и как талантливый, разносторонний певец, исполнявший роли и в собственных сценических сочинениях, и в операх Чайковского (Ленский), У. Гаджибекова, Е. Брусиловского, М. Раухвергера и ряда киргизских композиторов, а также классические и современные романсы, песни. Около тридцати лет возглавлял Малдыбаев Союз композиторов Киргизии, избирался депутатом Верховных Советов СССР и Киргизской ССР.
Прошло уже немало лет со дня смерти композитора, но произведения его живут в народе, они стали частицей киргизской культуры, ее драгоценным и нетленным достоянием.