Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Бенедетто Марчелло

«БЛАГОРОДНЫЙ ДИЛЕТАНТ»

 

 

Эпоха Возрождения дала миру немало людей, поражающих своей разносторонностью, универсальностью знаний и творческих проявлений. В ту пору совмещение в одном лице самых различных профессий и талантов было явлением нередким, ни у кого не вызывавшим удивления; это позднее началась дифференциация наук и искусств, их все ускоряющееся центробежное движение.
Политический деятель и писатель; юрист и композитор—таков Бенедетто Марчелло, яркий представитель славной традиции итальянской эпохи Возрождения. Он изучал в Риме юриспруденцию, занимался музыкой под руководством Ф. Гаспарини и А. Лотти и впоследствии на протяжении всей жизни совмещал творческую деятельность с выполнением значительных общественных функций. Начинал Марчелло как адвокат, а затем сделал солидную политическую карьеру. В 1711 — 1725 был членом «Совета сорока» в Венеции, в 1730—1737 интендантом в Пола, позднее — папским казначеем в Брешии. Таковы были внешние вехи его биографии. Но были и другие — вехи творческие. Как музыкант Марчелло называл себя «благородным дилетантом» и не слишком заботился о распространении своих сочинений. Быть может, именно поэтому большая часть их осталась неопубликованной, да и при жизни музыканта была малоизвестна широким кругам слушателей. Между тем наследие его обширно и разнообразно. Им написаны серьезные и комические оперы, монументальные оратории, более 160 кантат, множество мадригалов, дуэтов, канцонетт и других светских вокальных сочинений. Рядом с ними восемь месс, «Те деум» и ряд других духовных произведений. Наконец, двенадцать концертов для камерного оркестра, множество сонат и пьес для чембало, флейты и сольных инструментов. Этого достаточно, чтобы представить себе масштабы творчества этого «дилетанта». Но представить только умозрительно: большинство его сочинений и поныне остается в рукописях: пока еще они не привлекли внимания исследователей XX века, столь жадных до открытий и в искусстве далекого прошлого. Исключение, пожалуй, составляет лишь цикл из 50 духовных псалмов (для одного—четырех голосов с генерал-басом для органа или чембало) под названием «Поэтико-гармоническое вдохновение», написанный на стихи друга композитора поэта А. Джустиниани в 1724—1726 годах и тогда же опубликованный в Венеции. Каждый из псалмов, входящих в этот сборник,— по существу, развернутая многочастная кантата, нередко приближающаяся к сценическому действию. В них встречаются и фрагменты диалогов, и философские размышления, и переклички хора и солистов. Между тем, как утверждают специалисты, наибольшую ценность имеют все же не вокальные, а чисто инструментальные сочинения композитора, где его изобретательность и оригинальность проявляются в полной мере, что делает их одним из немеркнущих музыкальных памятников стиля барокко.

Разнообразной была и литературная деятельность Марчелло, в значительной своей части также связанная с музыкой. Особую популярность при жизни автора получили, в частности, его памфлет «Дружеские письма», в котором он остроумно и едко высмеивает одно из произведений своего учителя А. Лотти (вероятно, по этой причине памфлет 20-летнего автора был издан анонимно), а также трактат «Модный театр», где Марчелло в форме ироничных советов разоблачает ремесленническую поверхностность оперного искусства своего времени и самоуверенность пустых певцов-виртуозов.
Наследие «благородного дилетанта» долгие годы было полностью забыто и лишь в конце XIX—начале XX века соотечественники проявили к нему определенный интерес. Так, в результате усилий итальянских музыкантов были изданы некоторые из его «кончерто гроссо», сонаты для виолончели и для чембало, сценическая пастораль «Калисто в Орсии», кантаты и оратория «Гиоаз». Однако и по сей день большинство сочинений Бенедетто Марчелло ждет своего часа в архивных папках.