Эпоха Возрождения дала миру немало людей, поражающих своей разносторонностью,
универсальностью знаний и творческих проявлений. В ту пору совмещение
в одном лице самых различных профессий и талантов было явлением нередким,
ни у кого не вызывавшим удивления; это позднее началась дифференциация
наук и искусств, их все ускоряющееся центробежное движение.
Политический деятель и писатель; юрист и композитор—таков Бенедетто Марчелло,
яркий представитель славной традиции итальянской эпохи Возрождения. Он
изучал в Риме юриспруденцию, занимался музыкой под руководством Ф. Гаспарини
и А. Лотти и впоследствии на протяжении всей жизни совмещал творческую
деятельность с выполнением значительных общественных функций. Начинал
Марчелло как адвокат, а затем сделал солидную политическую карьеру. В
1711 — 1725 был членом «Совета сорока» в Венеции, в 1730—1737 интендантом
в Пола, позднее — папским казначеем в Брешии. Таковы были внешние вехи
его биографии. Но были и другие — вехи творческие. Как музыкант Марчелло
называл себя «благородным дилетантом» и не слишком заботился о распространении
своих сочинений. Быть может, именно поэтому большая часть их осталась
неопубликованной, да и при жизни музыканта была малоизвестна широким кругам
слушателей. Между тем наследие его обширно и разнообразно. Им написаны
серьезные и комические оперы, монументальные оратории, более 160 кантат,
множество мадригалов, дуэтов, канцонетт и других светских вокальных сочинений.
Рядом с ними восемь месс, «Те деум» и ряд других духовных произведений.
Наконец, двенадцать концертов для камерного оркестра, множество сонат
и пьес для чембало, флейты и сольных инструментов. Этого достаточно, чтобы
представить себе масштабы творчества этого «дилетанта». Но представить
только умозрительно: большинство его сочинений и поныне остается в рукописях:
пока еще они не привлекли внимания исследователей XX века, столь жадных
до открытий и в искусстве далекого прошлого. Исключение, пожалуй, составляет
лишь цикл из 50 духовных псалмов (для одного—четырех голосов с генерал-басом
для органа или чембало) под названием «Поэтико-гармоническое вдохновение»,
написанный на стихи друга композитора поэта А. Джустиниани в 1724—1726
годах и тогда же опубликованный в Венеции. Каждый из псалмов, входящих
в этот сборник,— по существу, развернутая многочастная кантата, нередко
приближающаяся к сценическому действию. В них встречаются и фрагменты
диалогов, и философские размышления, и переклички хора и солистов. Между
тем, как утверждают специалисты, наибольшую ценность имеют все же не вокальные,
а чисто инструментальные сочинения композитора, где его изобретательность
и оригинальность проявляются в полной мере, что делает их одним из немеркнущих
музыкальных памятников стиля барокко.
Разнообразной была и литературная деятельность Марчелло, в значительной
своей части также связанная с музыкой. Особую популярность при жизни автора
получили, в частности, его памфлет «Дружеские письма», в котором он остроумно
и едко высмеивает одно из произведений своего учителя А. Лотти (вероятно,
по этой причине памфлет 20-летнего автора был издан анонимно), а также
трактат «Модный театр», где Марчелло в форме ироничных советов разоблачает
ремесленническую поверхностность оперного искусства своего времени и самоуверенность
пустых певцов-виртуозов.
Наследие «благородного дилетанта» долгие годы было полностью забыто и
лишь в конце XIX—начале XX века соотечественники проявили к нему определенный
интерес. Так, в результате усилий итальянских музыкантов были изданы некоторые
из его «кончерто гроссо», сонаты для виолончели и для чембало, сценическая
пастораль «Калисто в Орсии», кантаты и оратория «Гиоаз». Однако и по сей
день большинство сочинений Бенедетто Марчелло ждет своего часа в архивных
папках.