Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Вели Мухатов

ОТ МЕЛОДИИ ДУТАРА ДО СИМФОНИИ

 

 

Сегодня, как и десять, двадцать лет тому назад, само понятие советская туркменская музыка неразрывно связано с именем этого художника, ставшего ее основоположником, отдавшего весь свой талант, энергию и труд на благо становления и развития национальной культуры. На всем, что создано в музыкальном искусстве Туркмении, что накоплено его мастерами и энтузиастами, лежит отпечаток личности народного артиста СССР Вели Мухатова. Путь к его признанию был долог и нелегок. О начале его, а в сущности и об истоках туркменской композиторской школы выдающийся национальный писатель Берды Кербабаев рассказывает так:
«У подножья Копет-Дага, на холмах, среди густых плодовых садов раскинулось село Багир. Многоводная светлая река, с шумом сбегая с холмов, приводит в движение гидроэлектростанцию, снизу огибает Багир и, журча, спешит к колхозным полям. Много лет назад на холмистом берегу стоял маленький глинобитный домик, обнесенный низким дувалом. Домик выглядел очень бедно, но в нем всегда было чисто прибрано. Каждый день рано утром и поздно вечером здесь раздавались мягкие звуки дутара. Это играл хозяин дома Мухат.

Одежда Мухата ничем не привлекала глаз, но всегда была опрятной. Его продолговатое лицо с небольшой, рано поседевшей бородкой, которую всю можно было захватить в кулак, украшали живые глаза, глубоко сидевшие под густыми нависшими бровями. Он ходил прихрамывая, что было особенно заметно при его высоком росте. Мухат не был бахши— профессионалом, зарабатывающим на кусок хлеба музыкой и песнями. Он был простым любителем музыки: она давала ему радость, помогала легче переносить невзгоды тяжелой трудовой жизни. По вечерам, после дневных трудов, она привлекала к домику многочисленных слушателей. Их одобрение воодушевляло музыканта. У Мухата было много детей, мал мала меньше. Дети постарше помогали отцу налаживать новое хозяйство. Засеивать свою землю, собирать плоды своих трудов — когда это видывал Мухат! После организации колхоза Мухат, в детстве оставшийся калекой после падения с лошади, стал колхозным портным. Но каждый день, вставая точно в шесть утра, он час отдавал музыке,—это было обычаем.

Вели Мухатов

«Ремесло отца — сыну пристало»,— говорит пословица. Дети Мухата, в ушах которых всегда звучала музыка, сами с малолетства начинали теребить струны отцовского дутара. Мухат не бранил их за это, наоборот, учил, как держать дутар, как нажимать лады, как ударять по струнам, и неизменно говорил: «Дети мои, не упускайте даром ни минуты! Время — птица, улетит — не поймаешь. Ни одному из вас не дам я какого-нибудь особого совета. Какой бы науке вы ни начали учиться, какое бы ремесло вы ни стали изучать—не бросайте учебы. Вы—дети счастливой поры, для вас все двери открыты.»
Огульнур, жена Мухата, имела более определенное мнение о будущем своих детей. «Нет,— говорила она.— Из моих сыновей один обязательно будет мастером, другой — председателем колхоза, третий— шофером».

Сын Мухата Вели учился в Ашхабаде в интернате имени Эне Кулиевой. Вели и ребенком не был шаловлив и в школе сторонился шумной детской возни и споров. Зато все в природе привлекало его внимание: снег и дождь, первые весенние ростки и осенние опадающие листья, разноголосое щебетание птиц. Он пытался подражать на дутаре пению жаворонка, перебирал струны, вслушиваясь в звучание каждого лада. Это увлечение его было не по душе Огульнур. «В прежнее время Вели, наверное, был бы муллой»,— думала она. Однажды в городе Вели проходил по улице Свободы. Вдруг до слуха его донеслись незнакомые музыкальные звуки. Не зная, откуда они исходят, он оглянулся кругом, заглянул в окно. В комнате за каким-то большим черным ящиком с блестящей поднятой крышкой сидела девушка. Он еще раз заглянул в окно, потом в приоткрытую дверь и, поколебавшись, наконец, тихо вошел в комнату и остановился у рояля, не спуская с него глаз. Он понимал: эти сильные, ясные звуки извлекали из неизвестного инструмента легкие пальцы девушки, быстро бегавшие по черно-белым пластинкам, опускавшимся под нажимом и тут же поднимавшимся снова. Он ловил взором их движение и напрягал слух, чтобы различить производимые ими звуки, в такт покачивая головой.

Неожиданное появление незнакомого мальчугана, его исключительное внимание заинтересовали учителей музыки. Вели дали в руки дутар. В первый момент он растерялся, но все же взял дутар, и его длинные тонкие пальцы забегали по ладам. С этого дня имя Вели Мухатова появилось в списках учеников музыкальной школы. Когда весть об этом достигла Огульнур, она пришла в беспокойство. «Что я видела от твоего треньканья-бреньканья? Нет, Вели не будет заниматься твоим никчемным делом, он станет мастером, человеком будет»,— раздраженно упрекала она Мухата и требовала: «Поезжай, забери сына домой!» Но Мухата ее упреки не трогали, он отвечал по своему обыкновению: «Не твое это дело; где хочет, пусть там и учится, лишь бы учился. Ученье никогда не бывает бесполезным».

Когда Вели приехал на побывку, мать прожужжала ему уши: «Сыночек, в доме хватает и одного отцовского треньканья. Утром музыка, вечером музыка. Если и ты музыкантом станешь, в этом доме и разговаривать нельзя будет. Не будь, сыночек, таким легкомысленным, как твой отец, будь умным, оставь эти трень-брень, учись на шофера, будешь водить колхозные машины. Что дала твоему отцу музыка?» И настойчивая мать в конце концов заставила Вели пойти на курсы. Но профессия шофера не увлекала Вели, его душой нераздельно владела музыка. Ремонтируя машину, он вдруг останавливался с поднятым в руке инструментом: ему чудились звучные аккорды. В перестуке молотков он улавливал ритм, в голове возникали отчетливые мелодии. Шофер — не плохая профессия, но с детства запавшая в душу музыка побеждала. Только настойчивые просьбы любимой матери удерживали его на курсах.
Вели закончил курсы и тут услыхал: в Москве, при консерватории, открывается туркменская национальная студия и для отбора студийцев в Ашхабад приехала комиссия во главе с композитором Р. Глиэром. Теперь он думал своей головой, своей головой решал — и неудержимая сила привела его в комиссию, приехавшую из Москвы. Во время испытаний Вели задали вопрос: «В какой области музыки ты хотел бы учиться?» Не имевший еще никакого представления о композиторской деятельности, Вели выразил так свое желание: «Я хочу писать ноты». Около пяти лет учился Вели в туркменской национальной студии игре на скрипке и композиции. Там он испытал впервые и свои композиторские способности, сочинив музыкальную картинку «Караван» на туркменские народные мелодии.»
Таково было начало рождения композитора, его первые шаги. Окончив студию и возвратившись в родной Ашхабад, молодой музыкант уже не застал в живых отца. И лишь теперь, услышав его игру, мать признала, что старик был прав — Вели должен стать музыкантом. Дорога его к вершинам профессионального мастерства только начиналась. Вели начал работать хормейстером в недавно созданном театре оперы и балета, потом вступил в ряды Советской Армии и ушел на фронт, защищать Родину. После возвращения с войны он работает много и плодотворно: вместе с композитором А. Шапошниковым пишет одну из первых в республике опер на народный сюжет «Кемине и Кази», затем принимает участие в конкурсе на создание Государственного гимна Туркменской ССР и становится победителем. Все же ему было ясно: чтобы достичь большего, надо учиться дальше. И он еще пять лет проводит в Москве, в стенах консерватории. Итогом этих лет и стали симфоническая поэма «Моя Родина» и «Туркменская сюита», удостоенные Государственных премий СССР. В них проявились качества и поныне отличающие его музыку: органичное сочетание ярко национального характера с профессиональным мастерством, с высокими традициями мировой музыкальной классики.

Огромный путь пройден с той поры. За минувшие десятилетия Вели Мухатов обогатил национальное искусство сочинениями разных жанров. Среди высших достижений туркменской музыки — его опера «Конец кровавого водораздела», посвященная революционной борьбе народа, две большие симфонии, оратория «Мой Ашхабад», десятки других произведений. Все это—золотой фонд советской туркменской музыки, ее фундамент. Но не только творчеством служит родному искусству народный артист СССР Вели Мухатов. Многие годы он возглавлял Союз композиторов республики, со дня открытия Туркменского института искусств готовит в его стенах новые поколения композиторов; в 1982 году он был удостоен звания профессора. Словом, у этого музыканта есть все основания говорить: «Горжусь тем, что в становлении и расцвете профессиональной туркменской музыки есть частица моего труда. Три поколения композиторов и исполнителей выросли за это время в Туркмении. Счастлив, что на моих глазах пройден путь от мелодии двухструнного дутара до симфонии.»