Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Лидия Мясникова

НА ГЛАВНОЙ СЦЕНЕ СИБИРИ

 

 

Жизнь и творческая деятельность этой выдающейся певицы неразрывно связаны с Сибирью, с первым и главным театром этого огромного края — Новосибирским оперным. Лидия Мясникова стала его солисткой в конце Великой Отечественной войны, когда труппа театра еще только формировалась—открытие нового великолепного здания состоялось в те дни мая 1945 года, когда страна праздновала победу над фашизмом. Можно смело сказать, что сама судьба «определила» ее именно в эту труппу, хотя по масштабам таланта артистка вполне могла бы украсить и любую другую сцену страны.

Коренная сибирячка, Лидия Мясникова окончила Музыкальный техникум в родном городе Томске, а затем совершенствовалась в Ленинградской консерватории, в классе известной в прошлом певицы Марии Исааковны Бриан. Опытный педагог, Бриан передала ученице секреты филигранной отделки деталей, мастерство владения голосом, чувство стиля. Но если у Бриан критики, наряду с достоинствами, отмечали и недостаточную силу голоса, то ученицу ее с самого начала, наоборот, отличала масштабность пения, яркость вокальных красок, экспрессивная эмоциональность. И эти качества с годами выявлялись все более отчетливо.
Окончив консерваторию, а затем и аспирантуру, Мясникова не сразу пришла на оперную сцену. Началась война, она стала артисткой Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, выступала в госпиталях и на заводах, в клубах и на полевых станах. Но, очевидно, и тут она сумела в сложных условиях войны развить свой талант, обратить на себя внимание специалистов. И те, кто пригласил ее в состав новой труппы, не ошиблись в своих ожиданиях. Очень быстро она стала вести основной меццо-сопрановый репертуар, каждая ее роль становилась новым шагом вперед, весомым вкладом в копилку достижений театра.

Шли годы, и имя Лидии Мясниковой стало известно не только в Новосибирске, но и по всей стране. Она неоднократно с огромным успехом выступала в столице— и в спектаклях Большого театра, и в гастрольных турне новосибирцев, и на концертной эстраде. После одного из таких приездов замечательный оперный режиссер Л. Михайлов писал: «В чем секрет успеха артистки? Голос? Да, сильное, богатое оттенками меццо-сопрано. Мастерство? Да, причем филигранное. Можно много говорить о нюансах исполнения, о виртуозной отделке каждой фразы, о неподражаемых мясниковских «тихих местах», о ее фермато. Музыкальность? Да, она у этой певицы совершенна. Слово? Да, даже на сцене не всегда услышишь такое правильное и сочное русское слово. Но главное — Мясникова поет сердцем, она словно живет в музыке, отдавая весь свой темперамент, вокальное мастерство и безусловный драматический дар рассказу о судьбе человека. Судьбы же человеческие она понимает и раскрывает как судьбы народные. Поэтому до накала народного плача доводит она рассказ о женской судьбе в романсе Чайковского «Кабы знала я». Поэтому зал объединяется в прекрасном сострадании трагедии Аксиньи. Поэтому талантливая баллада Мейтуса «Ксения» поднимается в ее исполнении до масштабов Мусоргского.»

В этой меткой характеристике упомянуты лишь три из множества произведений, составлявших огромный репертуар певицы. На оперной сцене высшими ее достижениями признаны такие значительные партии, как Марфа в «Хованщине», Кармен, Любаша в «Царской невесте», Амнерис в «Аиде», Азучена в «Трубадуре», Аксинья в «Тихом Доне», Эболи в «Дон Карлосе». Нельзя не добавить к этому списку Дьячиху в опере Яначека «Ее падчерица»: Мясникова стала первой в нашей стране исполнительницей этой партии, а затем выступала в ней и на родине композитора, безраздельно покорив чешскую аудиторию.

Как видим, образы весьма различные по характеру вокальной партии, эмоциональной окраске. Но каждую из своих героинь Мясникова умела сделать неповторимой, не похожей ни на какие прототипы, в каждой роли она являлась слушателям и зрителям новой. Печать не раз обращала внимание на ее редкий дар перевоплощения «в плоть и кровь» персонажей. Конечно, такое перевоплощение было результатом актерского мастерства, но в неменьшей мере — и редкой человечности, правдивости ее пения, игры. «Все средства своего голоса певица использует, чтобы создать жизненно правдивый образ; это удается ей в оперных партиях так же, как и в камерном репертуаре»,—отмечал выдающийся знаток оперного пения, музыковед Г. Поляновский.

Сказанное в полной мере относится и к концертным выступлениям Мясниковой. Репертуар ее, построение программ отличались не только обширностью, но и неординарностью, отражая неустанный поиск артистки. В этой связи особенно примечательно, что классические арии и романсы— Чайковского и Брамса, Грига и Массив— нередко соседствовали в ее концертах с произведениями советских композиторов. В этих вечерах звучали десятки романсов В. Пасхалова, А. Животова, А. Давиденко, М. Коваля, Т. Хренникова.

Искусство Лидии Мясниковой получило высокую оценку любителей оперы во многих городах нашей страны, в том числе москвичей и ленинградцев. Еще в 1960 году ей, кажется, первой в Сибири певице, было присвоено высокое звание народной артистки СССР. С 1966 года певица передает свой опыт молодежи, ведет класс вокала в Новосибирской консерватории. Она была членом жюри многих конкурсов вокалистов, к ее мнению всегда прислушиваются и опытные коллеги, и молодые артисты.