Всем известен казус Колумба. Великий мореплаватель искал пути к Азиатскому
материку, а на самом деле открыл. Америку. Сам первопроходец полагал,
что он достиг берегов Западной Индии. Лишь много позднее новый материк
получил нынешнее название—Америка.
Нечто подобное произошло и с одним из основных жанров музыкального искусства—оперой.
Ее летоисчисление мы ведем с конца XVI века, когда впервые были представлены
произведения Якопо Пери «Дафна» и «Эвридика». Однако автор нашел для них
свое жанровое определение— «драма на музыке». А термин «опера» стал употребляться
спустя несколько десятилетий, окончательно утвердившись только в XVIII
и даже начале XIX веков.
И все-таки именно Якопо Пери, член известного творческого содружества
«Флорентийская камерата», стал Колумбом оперы. Возникновение новой музыкально-театральной
формы было вызвано к жизни конкретными историческими условиями эпохи Возрождения.
«Великое движение Ренессанса,— писал Б. В. Асафьев,— создавшее искусство
«нового человека», провозгласившее право свободного выявления душевности,
эмоции вне ярма аскетизма, вызвало к жизни и новое пение, в котором вокализируемый,
распеваемый звук стал выражением эмоционального богатства человеческого
сердца в безграничных его проявлениях. Этот глубочайший в истории музыки
переворот, изменивший качество интонации, т. е. выявления человеческим
голосом и говором внутреннего содержания, душевности, эмоциональной настроенности,
только и мог вызвать к жизни оперное искусство».
Этим условиям и отвечали новаторские произведения Якопо Пери. Человеком
он был в высшей степени образованным, музыке учился у опытного капельмейстера
К. Мальвецци, а в 1591 году занял пост «главного директора музыки и музыкантов»
при флорентийском дворе Медичи.
Непревзойденным образцом для Пери, как и для его товарищей по камерате,
было высокое искусство античности. В авторском предисловии к опере «Эвридика»
есть такие строки: «Древние, которые, по мнению многих, исполняли на музыке
целые трагедии в театре, применяли такой род музыки, который превосходил
обычную речь, но значительно отступал от песенной мелодии и занимал таким
образом среднее место между той и другой. Поэтому я бросил все другие
способы пения, применявшиеся до сих пор; я старался изо всех сил подражать
тому, что было в этих античных произведениях; я думал, что такой античный
род пения мог частью ускоряться и взять среднее движение между медленным
пением и быстрой речью».
Первым воплощением подобного рода идей стала опера «Дафна», своего рода
реконструкция древнегреческой драмы. Отличного единомышленника нашел композитор
в лице известного поэта О. Ринуч-чини. Это не дошедшее до нас сочинение
Пери писал совместно с Я. Кореи, в салоне которого оно и было показано.
Успех превзошел все ожидания и вдохновил авторов на новые поиски в избранном
направлении. Нужно представить себе, какие сложные задачи стояли перед
Пери. В прошлом не было образцов, на которые он мог бы ориентироваться.
Мало что могла дать для новой формы театрального представления церковная
музыка или мадригалы, которые, по традиции, сочинял и сам Пери. В его
операх господствовала мелодическая декламация, они содержали зачатки ариозных
форм, хоровые фрагменты. Те, словом, элементы, которые составили строительный
материал оперного здания в будущем. Со временем Пери все смелее стремился
следовать в музыке не только поэтической метрике, но и выразить с ее помощью
идейное содержание стихотворного текста. При этом композитор использовал
принцип монодии, то есть сольного пения с инструментальным сопровождением.
Именно Пери вместе со своими друзьями вошел в историю как один из создателей
подобного типа музицирования, оказавшего заметное влияние на развитие
средств музыкальной выразительности.
В феврале 1600 года во Флоренции проходили празднества по случаю бракосочетания
Марии Медичи с французским королем Генрихом IV. К этим торжествам была
приурочена премьера новой оперы Пери и Ринуччини. На сей раз они остановили
свое внимание на знаменитой легенде об Орфее. В «Эвридике» авторы добились
органичного и впечатляющего синтеза поэзии, театра и музыки. Этот образец
ранней оперы дошел до наших дней, и он позволяет судить, каких великолепных
результатов достиг композитор в осуществлении своих эстетических принципов.
Можно считать, что успеху спектакля, который снова давался в доме Я. Кореи, служило и личное участие в нем самого Пери. Талантливый композитор, виртуозно владевший игрой на различных инструментах, он к тому же был еще и талантливым певцом. У него была импозантная внешность; золотисто-рыжая шевелюра принесла ему прозвище «Длинноволосый». В опере «Эвридика» Пери исполнял роль Орфея. Вот впечатления современника: «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца; и вся Италия изумлялась его нежной и сердечной манере, его произведениям для одного голоса. Но я кладу печать молчания на свои уста, бросаю перо, чтобы не потонуть в океане его достоинств. Скажу одно только: он был приятнейшим в пении и искусным в композиции в этом новом стиле; был он также восхитительным мастером в искусстве игры на клавишных инструментах и в аккомпанементе пению в средних голосах, единственным и исключительным.»
Почти четыре столетия прошло со дня памятных постановок «Дафны» и «Эвридики».
Как расцвело оперное искусство, фундамент которого заложил замечательный
итальянский композитор! Талантливые сочинения Якопо Пери услаждали слух
узкого круга аристократических меломанов. Время внесло в это положение
существенные коррективы. Музыкальный театр открыл свои двери для широкой
демократической аудитории. Чудесные мелодии Моцарта и Глинки, Россини
и Даргомыжского, Верди и Чайковского, Вагнера и Мусоргского стали достоянием
миллионов.