Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

 



Книги, литература, нотные сборники

 

Андрей Баланчивадзе

СТАРЕЙШИНА ГРУЗИНСКОЙ МУЗЫКИ

 

 

Счастливая судьба музыканта, счастливая судьба его творчества. Эта семья многое дала национальной художественной культуре. Достойный вклад в семейные традиции внес и Андрей Мелитонович Баланчивадзе —старейшина республиканской композиторской школы.
На путь служения музыке его благословил отец — классик грузинской музыки Мелитон Антонович Баланчивадзе. А в дальнейшем его первые шаги счастливо складывались под благотворным воздействием замечательных русских мастеров— в Тифлисской консерватории он учился у Н. А. Черепнина, М. М. Ипполитова-Иванова. Курс гармонии молодой композитор начал под руководством 3. П. Палиашвили, затем перешел к X. С. Кушнареву. Одновременно Баланчивадзе овладевал искусством фортепианной игры. А затем Ленинградская консерватория — учеба у А. М. Житомирского, П. Б. Рязанова, X. С. Кушнарева, тесное общение с ровесниками и старшими товарищами — Д. Шостаковичем, И. Соллертинским, А. Гауком.

В 1931 году закончились его музыкальные университеты. Он вернулся в родные края. Пришла пора значительных художественных свершений. Произведения Андрея Баланчивадзе все чаще исполняются в столице Грузии, лучшие из них завоевывают всесоюзное признание.
— Наша советская музыка,— говорит Тихон Николаевич Хренников,— богата художниками яркой творческой и человеческой индивидуальности, музыкантами, которые строили и строят нашу культуру, культуру социализма. Среди них, несомненно, одно из видных мест занимает прекрасный композитор, общественный деятель, музыкант удивительно тонкого вкуса и поэтической натуры — Андрей Мелитонович Баланчивадзе. Как истинный художник Андрей Мелитонович неповторим, и одновременно как он типичен для нашей культуры своей связью с жизнью советских людей, влюбленностью в народное творчество, искренностью и правдивостью музыки. Мне помнятся премьеры его сочинений — среди них многие вошли в сокровищницу советской музыки — замечательной Первой симфонии, воспевшей героизм и бессмертный подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны; Третьего концерта для фортепиано с оркестром, в котором композитор развил и умножил традиции советской детской музыки; одного из лучших грузинских балетов «Сердце гор», положившего начало традициям национального музыкально-хореографического искусства, и ряда других. И я должен признаться, что в этих замечательных партитурах, как и во всем том, что вышло из-под пера Андрея Мелитоновича, нас, его коллег и друзей, всегда восхищало чувство современности, чувство солнца и света, способность композитора изумляться красоте жизни, изумляться и воплощать это чувство в оригинальных музыкальных образах.
Андрей Баланчивадзе принадлежит к ряду художников, музыка которых прежде всего привлекает оригинальным почерком, естественностью чувств, чувством меры.

Андрей Баланчивадзе

Будучи музыкантом широко образованным, идущим в ногу с эпохой, Баланчивадзе всегда, во всех ситуациях оставался и остается самим собой. Он независим в лучшем смысле данного понятия, не считает обязательным прилаживаться к какой-либо моде, поветрию. В его художественных принципах мы всегда ощущаем плодотворное влияние реалистических традиций грузинской национальной культуры, прежде всего народной музыки.
Я как музыкант ценю в его сочинениях ясность замысла, удивительную прозрачность музыки, ее эмоциональность. Баланчивадзе — вдохновенный поэт природы, в его сочинениях много сочных жанровых зарисовок, его музыке не чужд героический пафос. Ему удалось воплотить в творчестве светлую мечту, поэзию восходящего дня, в его музыке мы слышим голос чудесной народной песни. Он обладает безукоризненной композиторской техникой и умеет подчинить ее замыслу, значительной идее.
Неоценим тот огромный вклад, который внес Андрей Мелитонович в дело становления грузинской национальной композиторской школы. Из его класса вышли многие известные грузинские мастера, такие, как Р. Лагидзе, Б. Квернадзе, Н. Мамисашвили и другие.
В своих суждениях Андрей Мелитонович нелицеприятен. Он умеет защищать интересы подлинной музыки, воюет за музыку возвышенную, красивую, умную, естественную. И в этом он весь — труженик и поэт, гражданин и педагог— наш дорогой друг и соратник, замечательный советский композитор Андрей Мелитонович Баланчивадзе.

С этими словами согласятся все любители музыки и в Грузии, и за ее пределами. Многим обязана грузинская художественная культура Андрею Баланчивадзе, ей он отдал десятилетия творческого труда. К произведениям, названным Т. Хренниковым, можно прибавить Второй и Четвертый фортепианные концерты, балеты «Страницы жизни» и «Мцыри», оперу «Золотая свадьба», наконец, Третью симфонию— великолепный образец завидной неиссякаемости творческого духа выдающегося мастера. Многогранная жизненная панорама ярко запечатлелась на страницах его талантливых партитур. «Баланчивадзе,— подчеркивал музыковед Г. Ш. Орджоникидзе,— вошел в грузинскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим жизнепониманием. Он пришел в музыку с желанием говорить современникам о современном, которое понимал как органичное продолжение того, что время отодвинуло в глубь истории. И драматизм борьбы, и горечь утраты, суровые испытания' времен Великой Отечественной войны, трагические конфликты, столкновения добра и зла для него были прелюдией возрождения света и радости, возвращения солнца и возвышенной мечты, ее слияния с бескрайней небесной синевой. Устремленность к свету и торжество дня—обычный эпилог его творений».

Музыка Андрея Баланчивадзе, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и Грузинской ССР, и сегодня живет полнокровной жизнью, принося людям радость, незабываемые художественные впечатления. Недаром его Третья симфония стала украшением программ Второго международного фестиваля современной музыки в Москве. Это вполне закономерно, ибо музыка Андрея Баланчивадзе, прочно связанная своими корнями с национальной традицией, современна в самом полном значении этого слова.
Прочтите: Г. Орджоникидзе. Андрей Баланчивадзе. Тбилиси, 1967; Андрей Баланчивадзе. Сборник статей и материалов. Тбилиси, 1979.