Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Никола Порпора

«МЕЙЕРБЕР НЕАПОЛИТАНСКОЙ ШКОЛЫ»

 

 

История оперного искусства насчитывает несколько столетий. Десятки выдающихся композиторов внесли свой вклад в развитие музыкального театра. Произведения одних и до сих пор живут с нами, другие, хотя и забыты сейчас, послужили отличным «строительным материалом» для новых исканий в этом неисчерпаемом и демократичном жанре. К числу таких тружеников следует отнести и талантливого итальянского мастера Никола Порпора.

Его творческие искания связаны прежде всего с так называемой неаполитанской оперной школой. В Неаполе он родился, вырос и начал свою активную деятельность после обучения в консерватории «Деи повери ди Джезу Кристо». Здесь определились и две стороны художественного призвания музыканта. Уже в молодости он зарекомендовал себя как способный композитор. В 1708 году на сцене неаполитанского театра «Сан-Бартоломео» была поставлена его первая опера «Агриппина». Вскоре Порпора завоевал известность и на педагогическом поприще — он стал учителем пения в консерватории «Сант-Онофрио».

Затем начались для него долгие годы странствий, принесшие ему европейское признание. Венеция, Вена, Лондон, Дрезден. И везде он совмещал две свои специальности—оперного композитора и вокального педагога. В Лондоне он возглавлял оперный театр, в Дрездене был придворным капельмейстером. Разного рода служебные и педагогические обязанности не снижали его творческой продуктивности. Он сочинял изящные камерные симфонии, оратории, кантаты, мессы, сонаты для скрипки, клавирные пьесы, но основное его внимание было отдано музыкальному театру. Свыше пятидесяти оперных партитур успел написать композитор. Все они и по тематике, и по характеру выразительных средств выдержаны в духе времени. Сюжеты, как правило, заимствовались либо из античной мифологии, либо облекались в историко-легендарные одежды. Именно в одежды, потому что сама по себе фабула или колорит эпохи мало интересовали композитора. На условном фоне развертывались острые столкновения страстей. Таковы его оперы «Ариадна. и Тесей», «Береника — царица Египта», «Фемистокл», «Семирамида, ассирийская царица», «Покинутая Дидона», «Тамерлан», «Митридат», «Александр в Индии», «Ариадна на Наксосе», «Триумф Камиллы» и другие. Почти все они имели успех и для многих современников стали своего рода образцом оперного спектакля.
У Порпоры несомненно был яркий мелодический дар, безошибочное чувство вокала. Главным средством и становились для него типичные формы оперной арии, обильно оснащенной виртуозными украшениями. Его мелодии текли широкими выразительными фразами в строго корректном оркестровом сопровождении. Однако при всей своей подкупающей изобретательности композитор нередко злоупотреблял вокальными эффектами, стремясь не столько следовать содержанию драматургического действия, сколько просто поразить воображение зрителя, сыграть на его, так сказать, слуховых эмоциях. Это дало основание известному историку оперы Г. Кречмару обвинить итальянского мастера в некоем формализме. «Прелесть мелодии,— пишет он,— находили в ее фигу-рационной обработке, то есть в колоратурах. Первоначальное назначение колоратуры—служить выражению радости, гнева и прочих возбужденных эмоций — было забыто, она становится самостоятельным элементом арии, композитор строит расчет на ее приятное воздействие на чувство. Таким образом, в драме появляется новый паразит. Этому злоупотреблению колоратурой и ее обесценению много содействовали оперы Порпоры». Имея в виду склонность Порпоры к внешним эффектам, к сценической расчетливости, тот же Г. Кречмар называет его «Мейербером неаполитанской школы».

В этой строгой оценке есть немалая доля истины. И все же в историческом плане находки Порпоры в области бельканто, несомненно, служили прогрессу оперного исполнительства. Искусство виртуозного пения неотразимо влекло композитора, он видел в нем высокую эстетическую ценность. Во многом это объясняется и тем, что Порпора был выдающимся знатоком вокала. Он в совершенстве постиг все возможности человеческого голоса и потому в своих операх стремился, даже в ущерб художественному правдоподобию, дать наибольший простор певцам-солистам. Вот и получалось, что его оперы становились похожими на костюмированные концерты. Среди первоклассных исполнителей того времени немало было и учеников самого Порпоры. С помощью педагога они доводили свой голосовой аппарат до уникальной виртуозности и головоломного блеска. У него учились такие прославленные виртуозы колоратурного пения, как К. Фаринелли, Г. М. Каффарелли, а также крупнейший либреттист XVIII века П. Метастазио. Один из его воспитанников—А. Уберти даже псевдоним избрал себе в знак уважения к учителю — Порпорино. Будучи в Вене, Порпора давал уроки и молодому Гайдну, который впоследствии очень высоко отзывался о своем наставнике.
В 1760 году уже престарелый мастер вернулся к родному очагу, стал в Неаполе капельмейстером кафедрального собора и директором консерватории «Сант-Онофрио». Его имя, окруженное славой при жизни, прочно вписалось в историю оперного искусства.