Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Венедикт Пушков

ОСТАЕТСЯ С ЛЮДЬМИ

 

 

Наверное, мало кому из современных любителей музыки хорошо знакомо имя ленинградского композитора Венедикта Венедиктовича Пушкова. А вот некоторые из его мелодий, безусловно, сохранились в памяти, особенно если говорить о людях старшего поколения.

Вот сравнительно недавно по телевидению демонстрировался фильм С. Герасимова «Семеро смелых», ставший одним из классических образцов молодого советского киноискусства. И вновь раздалась призывная песня полярников - первопроходцев, песня, прекрасно запечатлевшая приподнятую атмосферу теперь уже далеких 30-х годов. Как символ времени звучит задорная мелодия с известными словами «Лейся, песня, на просторе». Так вот принадлежит она перу Пушкова.
Прекрасный музыкант, скромный, доброжелательный человек, он отдал любимому делу десятилетия неустанного труда. Молодые годы будущего композитора прошли в Саратове, где он получил первоначальную музыкальную подготовку, а затем учился в консерватории у Л. М. Рудольфа. Дальнейшая творческая судьба Пушкова связана с городом на Неве. Здесь в 1929 году он окончил консерваторию по классу композиции В. В. Щербачева, а через несколько лет стал ее преподавателем. У него учились многие музыканты, в том числе Б. Гольц, Д. Толстой, Н. Симонян, Н. Червинский и другие. Можно вспомнить, что Венедикт Венедиктович щедро отдавал свои знания и простым любителям музыки, быстро находил с ними общий язык, что не всегда удается специалистам. Вот одно из газетных сообщений 1961 года о создании первого в Ленинграде университета культуры при домохозяйстве. Корреспондент подчеркивает: «Особенно полюбились слушателям лекции по музыке, которые читает композитор В. Пушков. Собственно, это не лекции, а задушевные беседы. О чем бы ни говорил композитор — о симфониях Бетховена, о бессмертном вальсе Шопена или о современной советской музыке, его взволнованный, одухотворенный рассказ дышит убежденностью, что высокое искусство доступно каждому человеку. И во имя этого музыкант бескорыстно отдает слушателям народного университета культуры свое время и знания. И лучшая награда для Пушкова — постоянно переполненный лекционный зал, то, что его ученики действительно полюбили музыку».
Да и музыка самого Пушкова, искренняя, простая, выразительная, была обращена к широкому слушателю не только в песенном, но и в строгих академических жанрах. Работал он с неспешной обстоятельностью, очень взыскательно, не торопился отдавать новые сочинения на суд широкой аудитории. Так, еще в 1949 году Пушков завершил первый акт наиболее значительного своего произведения — оперы «Гроза», либретто по пьесе А. Островского было написано самим музыкантом. Однако лишь два десятилетия спустя эта фундаментальная работа подошла к концу. Так и не довелось композитору увидеть свое детище на сцене. Уже после его кончины опера была поставлена сразу в нескольких театрах.

В списке сочинений Пушкова представлены разные музыкальные жанры, и все же наиболее плодотворным оказалось его сотрудничество с кинематографистами. В этой сфере композитор был весьма оперативен и успел написать музыку к нескольким десяткам фильмов. Его смело можно назвать одним из пионеров советской киномузыки. Причем многие из фильмов, созданных с участием Пушкова, стали заметными завоеваниями нашего киноискусства, вошли в его золотой фонд. Песни из фильмов «Семеро смелых» и «Тайга золотая», расставшись с экраном, обрели самостоятельную жизнь, стали необычайно популярными. Однако можно прямо сказать, что работа Пушкова способствовала успеху и многих других картин. Ведь в искусстве кино велика роль всех его компонентов, в том числе, конечно, и музыкального оформления. За три кинематографических десятилетия Венедикт Венедиктович Пушков написал музыку к фильмам, которые завоевали заслуженное признание. Многие из них имеют историческую ценность, а иные и сегодня способны взволновать зрителей— «Крестьяне», «Учитель», «Четвертый перископ», «Мужество», «Маскарад», «Валерий Чкалов», «Его зовут Сухэ-Батор», «Солистка балета», «Звезда», «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек».