Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Александр Рыбнов

КАПИТАНЫ ХОРОВОГО КОРАБЛЯ

 

 

Свыше двух столетий длится жизнь Большого театра—одной из цитаделей отечественного искусства. Десятки певцов и танцоров, дирижеров и режиссеров вписали свои имена навечно в историю труппы, в летопись отечественной культуры. В огромной степени способствовал упрочению славы Большого театра и его замечательный хор, неизменно вызывающий восхищение и слушателей, и специалистов. Множество восторженных, восхищенных строк посвятили этому хору критики во всех концах земного шара, признавая коллектив подлинным эталоном ансамблевого совершенства, красоты звучания, сочетающихся с большой сценической активностью, значимостью в решении общей концепции спектакля. Однажды кто-то из рецензентов назвал хор Большого театра его «главным коллективным солистом, ответственность которого безмерно велика». В этих словах есть глубокий смысл. Действительно, немало существует опер — и в мировой классике, и в современной музыке, где хору как олицетворению коллективной воли и коллективного разума принадлежит едва ли не главная роль. Достаточно вспомнить русские хоровые партитуры «Ивана Сусанина», «Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Китежа» и «Хованщины», «Войны и мира», чтобы в полной мере осознать значение хора как исполнителя ведущей партии — партии народа. Но при этом важно помнить, что если солист, пусть самый прославленный, все же иногда может оказаться и не в лучшей форме, то хор, и особенно хор этого театра, не может позволить себе ни минуты расслабленности, ни мгновения «сбоя». В этом его сила, и в этом секрет его славы.

Авторитет хора Большого театра создавался усилиями нескольких поколений выдающихся музыкантов. Особенно большое значение имела деятельность замечательного хормейстера У. И. Авранека, возглавлявшего его более полувека—с 1882 года. Именно ему коллектив был обязан решительным подъемом своего художественного уровня, достижением подлинных вершин в советское время. Достойными преемниками маститого музыканта и продолжателями его традиций стали музыканты новых поколений, выросшие и сформировавшиеся уже после Октября. И среди них, пожалуй, особое место принадлежит Александру Васильевичу Рыбнову. Подобно Авранеку, он отдал этому хору свыше полувека творческой жизни, а с 1958 года вот уже более четверти века руководит им. Вдумаемся в эти цифры: ведь полвека это четверть всей истории театра!

Обязанности главного хормейстера чрезвычайно многогранны. Это и дирижер, и организатор, и воспитатель, и педагог. Для того, чтобы выполнять эти обязанности столь совершенно, как Рыбнов, нужно обладать и высоким мастерством, и огромным опытом, и широчайшей эрудицией, наконец, быть беззаветно преданным музыке. Всеми этими качествами главный хормейстер наделен в полной мере.
Фундамент его высочайших творческих достижений заложен еще в юные годы, прошедшие в городе Дмитрове, под Москвой, а потом в столице, где, будущий хормейстер пел в хоре мальчиков Синодального училища и занимался в Хоровой академии до 1923 года. К той же далекой поре относятся истоки связи Рыбнова с Большим театром. В 1919 году он впервые вышел на прославленную сцену как участник детского хора, вероятно не предполагая тогда, что со временем вся эта звуковая громада будет ему подчиняться.

В Московской консерватории педагогом Рыбнова был выдающийся хормейстер и воспитатель Н. М. Данилин, передавший ему сокровенные секреты своего мастерства. Но, получив диплом, молодой музыкант не удовлетворился этим, а продолжил занятия на теоретическом факультете под руководством Г. Конюса. К тому же связь с Большим театром сохранялась: обладая отличным голосом, он пел здесь небольшие партии в ряде спектаклей. А попутно участвовал и в студенческом хоре консерватории, руководимом П. Г. Чесноковым, стал помощником этого корифея хорового искусства. Наконец, к этому добавился и опыт практической работы в качестве хормейстера в Центральном техникуме театрального искусства (ныне ГИ-ТИС), где Рыбнов на протяжении года принял участие в постановке семи опер.
Вот с каким багажом пришел он в Большой театр. С тех пор Рыбнов был активнейшим участником создания более чем семидесяти спектаклей, сотрудничал с Н. Головановым, С. Самосудом, М. Штейнбергом, А. Мелик-Пашаевым, В. Небольсиным и другими крупнейшими советскими дирижерами, работал вместе с такими замечательными режиссерами, как В. Лосский, Л. Баратов, Б. Покровский. Он стал не только достойным партнером названных мастеров, но и хранителем их заветов, хранителем реалистических традиций русской и советской оперной школы, превыше всего ставящих передачу духа и смысла великих творений искусства. Многие годы Рыбнов руководил хором филиала театра, а в 1958 году сменил М. Г. Шорина на посту главного хормейстера.

Среди множества спектаклей, осуществленных при участии Рыбнова, трудно выделить одни, не назвав других. Разве можно было забыть звучание «его» хора в «Хованщине», «Князе Игоре», «Вражьей силе», «Садко», «Псковитянке», «Руслане и Людмиле», «Сказании о граде Китеже», «Пиковой даме», «Мазепе», «Аиде», «Фи-делио», «Летучем голландце», «Семене Котко» и «Войне и мире», «Декабристах» и «Мертвых душах». Нет, пришлось бы назвать целую антологию мирового оперного искусства. Но нельзя не вспомнить о таком беспримерном факте: руководимый им хор публика Парижа, Варшавы и Милана заставляла бисировать финал второго акта «Хованщины» — и это в театрах, где повторы номеров категорически запрещены даже солистам! Образную оценку деятельности этого мастера дали еще много лет назад дирижеры А. Мелик-Пашаев и Б. Хайкин: «Можно сказать, что дирижеру-«пилоту», ведущему «корабль»-спектакль, легко с таким «бортмехаником», как А. В. Рыбнов». В самом деле: если стройность, гибкость, мощь и чистота звучания коллектива сегодня буквально стали легендарными, то во многом коллектив обязан этим таланту и мастерству народного артиста СССР А. В. Рыбнова, и поныне стоящего у руля хора.

Случилось так, что в этом месяце исполняется и 80 лет со дня рождения другого выдающегося хормейстера, долгие годы (1936—1978) работавшего рука об руку с А. Рыбновым — народного артиста РСФСР, профессора Александра Борисовича Хазанова. Воспитанник П. Г. Чеснокова, по классу которого он окончил Московскую консерваторию, Хазанов также участвовал в создании десятков спектаклей, но особенно велика была его роль в постановке опер советских композиторов. Среди них—«Декабристы» Ю. Шапорина, «Мать» Т. Хренникова, «Никита Вершинин» Д. Кабалевского, «Не только любовь» Р. Щедрина, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Великая дружба» и «Октябрь» В. Мурадели. Автор двух последних так охарактеризовал своего коллегу: «Мне посчастливилось быть свидетелем работы А. Хазанова с хоровым коллективом. Его высокое мастерство и тонкое ощущение стиля рождали в хоре яркие музыкальные образы. Как чуткий музыкальный инструмент, гибкий и многокрасочный, звучит в его умелых руках хор, предельно ясно раскрывает содержание исполняемого произведения».

Не менее значительный след оставила и педагогическая деятельность Хазанова. «Александр Борисович — большой друг советской молодежи,— продолжал В. Мурадели.— В Московской консерватории он воспитал плеяду молодых специалистов — хоровых дирижеров. Неизменный в течение четверти века музыкальный шеф трудовых резервов, коллективов художественной самодеятельности Советской Армии и Флота, он еще в юношеские годы был создателем и руководителем многих любительских хоров столицы.»
Таковы два мастера, два корифея, которым Большой театр наших дней в наибольшей степени обязан великолепным мастерством и высочайшей репутацией своего хора.