Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Ермек Серкебаев

ПОСОЛ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ

 

 

Пожалуй, трудно найти в Казахстане человека, столь популярного, как Ермек Серкебаев. И можно смело сказать, что популярность эта заслуженна артистом вдвойне. Певцом и актером гордятся не только потому, что он, быть может, больше, чем кто-либо другой, сделал для пропаганды казахской музыки не только в нашей стране, но и во всем мире; его любят как патриота, который считает своим почетным долгом петь для своих земляков, от встреч с которыми получает он новые и новые импульсы вдохновения. Жители десятков городов и сел родной республики знают Ермека Серкебаева не только по радиопередачам, кинофильмам и пластинкам: они не раз встречались с ним лицом к лицу, слышали его живой голос, его пение и его слово, обращенное к людям.

Так происходит уже много десятилетий— ровно столько, сколько длится блистательная артистическая карьера Ермека Серкебаева. А началась она в далекую послевоенную пору, когда молодой и ярко одаренный человек окончательно выбрал свою профессию — профессию певца и актера. К этому времени он уже успел окончить музыкальное училище как скрипач, работал диктором Казахского радио, искал себя, свое жизненное призвание. И вот в 1946 году поступил в консерваторию к замечательному педагогу А. М. Курбанову, в прошлом известному оперному артисту, партнеру Шаляпина, Собинова, Неждановой.

Опыт педагога и энтузиазм ученика, помноженный на выдающиеся природные данные, быстро превратили Серкебаева в отличного певца. «Я всю свою жизнь, до конца дней своих пронесу любовь и благодарность к Александру Матвеевичу,—-говорит он.—У него я получил настоящую вокальную школу. Он привил мне подлинную певческую культуру, помог проникнуть в мир музыки. Он первый открыл мне, что такое настоящий Артист, Певец, Музыкант, Человек, Гражданин».

Ермек Серкебаев
В РОЛИ ДОН ЖУАНА

 

Уже в студенческие годы его имя нередко встречается в программах концертов в родной Алма-Ате, а в 1949 году это имя впервые узнали и москвичи. На смотре студентов консерваторий страны певец из Казахстана мастерски исполнил большую программу и был отмечен премией. Уже тогда слушателей поразил его светлый, звонкий тембр, гибкость голоса и музыкальность фразировки, глубокая осмысленность исполнения. И закономерно, что сразу после окончания консерватории Серкебаев был зачислен солистом в Казахский академический театр оперы и балета имени Абая.
Первые шаги в театре — шаги самостоятельные—были в то же время и продолжением учебы, совершенствования, поисков собственного стиля и почерка. В коллективе, членом которого стал молодой Серкебаев, тон задавали замечательные мастера, представители первого поколения казахской оперной школы — К. Байсеитова, К. Джандарбеков, Б. Досымжанов, братья Р. и М. Абдуллины, другие известные артисты. По мере освоения классического репертуара приходилось все чаще петь в ансамбле и с гостями — гастролерами из других республик страны. Все это обогащало его творческую палитру новыми красками, привило особую ансамблевую чуткость, которую с тех пор и поныне отмечают все партнеры артиста. «Ермек Серкебаев является прекрасным, редким партнером,— говорит народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова.— Его предельная чуткость к состоянию тех, кто вместе с ним участвует в спектакле, обусловлена высокой артистической этикой. А его профессиональное мастерство всегда позволяет ансамблю с его участием прозвучать, придавая партнерам Серкебаева ощущение уверенности в себе». Столь же высоко оценивает искусство артиста и другая выдающаяся представительница казахской оперы, народная артистка СССР Роза Джаманова: «Петь в спектакле с Ермеком Серкебаевым всегда ответственно и всегда—праздник».
Столь серьезное и строгое отношение к себе и к своей миссии артиста быстро принесло Серкебаеву и успех у слушателей, и высокий авторитет среди профессионалов. Характерно в этом отношении свидетельство известного казахского композитора, народной артистки СССР Газизы Жубановой: «Я наблюдала за Серкебаевым на репетициях в театре, во время записей. С его мнением считаются все — дирижер, режиссер, коллеги-певцы, музыканты оркестра. Он корректирует темпы, устанавливает нюансы, дает советы оркестровым музыкантам. Он знает не просто свою вокальную партию, будь то ария, речитатив, дуэт или песня, а всю партитуру— по крайней мере в тех эпизодах, где поет. Потому такими внимательными и подтянутыми бывают все участники репетиции— солисты, хор, оркестр. Потому такой приподнятой и вместе с тем серьезной становится сама атмосфера работы Серкебаева. Его любят, на него равняются, ему подражают».

Творческий диапазон Ермека Серкебаева необычайно широк. Несколько десятков оперных партий, исполненных им за годы работы в театре —подлинные вехи: вехи и его собственной артистической биографии, и истории молодой казахской труппы. Первой из них может быть названа труднейшая в вокально-сценическом отношении партия Абая в одноименной опере А. Жубанова и Л. Хамиди; он спел ее впервые в 1947 году, еще будучи студентом, и затем год от года совершенствовал, углублял трактовку образа великого национального мудреца и просветителя. С тех пор им создана целая галерея образов в операх казахских композиторов: Амангельды в одноименной опере М. Тулебаева, Тулеген («Тулеген Тохтаров» А. Жубанова и Л. Хамиди), Ер-Таргын и Артем («Ер-Таргын» и «Дударай» Е. Брусиловского), Алпамыс в одноименной опере Е. Рахмадиева—наиболее яркие из них. Рядом с ними — Олег Кошевой в «Молодой гвардии» и Володя Ульянов в «Братьях Ульяновых» Мейтуса — образы сильные, мужественные, несущие пафос борьбы, оптимизма.
Подлинными шедеврами называют критики работы Серкебаева в классическом репертуаре. Неповторимо индивидуальны у него стремительный и обаятельный Фигаро в опере Моцарта, пылкий Онегин, строгий и сдержанный Жермон в «Травиате»; легкостью и блеском отмечена его трактовка моцартовского Дон-Жуана. Назовем еще Роберта в «Иолан-те», Януша в «Гальке», Петруччио в «Укрощении строптивой» Шебалина, чтобы полнее очертить творческий диапазон артиста, который не раз блистательно демонстрировал свое мастерство на оперных сценах нашей страны, а также в Варшаве, Будапеште, Белграде, Бухаресте и других зарубежных столицах.

Концертный репертуар Серкебаева поистине необозрим: арии из опер Чайковского, Бородина, Рубинштейна, итальянских композиторов, десятки клиссических и современных романсов, наконец, песни— и казахские народные, и массовые, и эстрадные. Причем, репертуар этот постоянно растет, обогащается: многим москвичам памятен концерт, которым казахский артист отметил 60-летие Октября. Он спел в тот вечер несколько десятков произведений советских авторов, ранее им не исполнявшихся. Добавим еще, что прекрасные внешние данные и актерское мастерство позволили Серкебаеву сняться в нескольких художественных фильмах, где он не только поет, но и играет главные роли.

Искусство казахского певца получило единодушное признание любителей пения и в нашей стране, и в десятках стран всех континентов планеты. Уже в 33 года артист был удостоен высокого звания народного артиста СССР, позднее ему были присуждены Государственная премия СССР и Государственная премия Казахской ССР. Не раз избирали замечательного артиста депутатом Верховных Советов СССР и Казахской ССР, он был членом жюри международных и всесоюзных конкурсов вокалистов, наконец, уже многие годы он ведет класс в консерватории Алма-Аты. Но все эти проявления высокого авторитета артиста основываются, конечно, прежде всего на его творческих достижениях. В чем же секрет певца Ермека Серкебаева? Конечно, в незаурядном мастерстве, в тщательности работы над любой ролью, любой концертной миниатюрой, в великолепном голосе и таланте актерского перевоплощения. Но, быть может, больше всего — в редкой одухотворенности его искусства. Не об этом ли говорит и Г. Жубанова: «Слово «поэт» мы обычно адресуем стихотворцам. Но ведь поэтичность—это особое видение мира, особое проявление личностных качеств художника, в каком бы виде искусства он ни творил. Серкебаев — поэт, ибо он выражает голосом состояние души, и потому музыка, слышанная нами много раз ранее, в его интерпретации открывается неожиданными гранями».