Книги, литература, нотные сборники
Принято считать, что музыка как искусство, не нуждающееся в переводе, особенно легко переходит национальные границы, становится подлинно интернациональным художественным языком, доступным людям повсюду. В целом так оно и есть, но из каждого правила существуют исключения, и подчас практика опровергает укоренившиеся представления. Особенно часто происходит это, когда дело касается традиционной музыки Азии. Творчество Рабиндраната Тагора — один из наиболее ярких тому примеров. Поэтические создания великого сына Индии широко известны во всем мире, переведены на десятки языков (в том числе, конечно, и на русский). На тексты Тагора написано и множество музыкальных произведений, среди авторов которых—К. Шимановский и Д. Мийо, С. Василенко и М. Ипполитов-Иванов, Л. Яначек и М. Штейнберг, С. Баласанян и В. Власов. И вместе с тем музыкальное наследие Тагора, не менее весомое и значительное, остается, по существу, достоянием лишь его соотечественников. Слишком уж обособлена и поныне музыкальная культура Индии, слишком разнится ее строй от привычных нам представлений и слуховых образов. И поэтому довольно многочисленные статьи, посвященные композиторскому творчеству Тагора на русском языке, все же не могут заменить нам непосредственного знакомства с лучшими из огромного множества сочинений, созданных им на протяжении шести с половиной десятилетий.
Сочинять—и музыку, и стихи—Тагор начал еще в 70-х годах прошлого века в родительском доме, который был одним из очагов, хранивших национальную культуру в период английского владычества. Он получил широкое и разностороннее образование, изучал не только индийскую, но и европейскую музыку, но остался верен многовековым традициям своего народа. Вместе с тем он смело переосмысливал складывавшиеся веками нормы, отбрасывал старое, отжившее, обогащал традиционную музыку новыми формами, новым содержанием. Именно так возникли музыкальные драмы Тагора, начиная с первой — «Гений Вальмики» (1881), в которой автор, по его собственным словам, «был совершенно поглощен привлекательной задачей освобождения мелодических форм от их оков и приноровления к неведомой ранее трактовке».
На протяжении следующих десятилетий Тагор — и это ставило его над всеми современниками — черпал творческое вдохновение не только в истории и легендах Индии (что всегда было свойственно национальному искусству), но и в реальной действительности. Эта тенденция особенно усилилась после того, как в конце прошлого века он близко познакомился с жизнью простых людей Бенгалии, их обычаями и обрядами, их фольклором. Это тоже повлияло на его творчество, обогатило музыканта новыми импульсами.
Тагор всегда руководствовался высокими гуманистическими идеалами: он был великим гражданином и патриотом, верившим в свободу и счастье своей родины. Еще в отцовском доме написал он патриотическую песню, где были и такие символические строки: «Тебе, о Мать, я отдаю всего себя». Позднее он становится активным участником национально- освободительного движения, служит его целям своим творчеством. Когда в 1905 году колонизаторы осуществили раздел Бенгалии, он ответил на это песнями, полными патриотических чувств, звучавшими как призыв к борьбе за свободу.
Таким оставался Рабиндранат Тагор всегда и во всем — в философии, поэзии,
музыке—до конца своих дней. За долгую жизнь он создал более двух тысяч
песен; последние из них вышли из-под его пера в мае 1941 года, всего за
несколько месяцев до смерти мастера. В этих песнях, затрагивавших разнообразные
стороны духовного мира и жизни соотечественников, ему принадлежали и стихи,
и музыка, и в сознании индийского народа эти два компонента и поныне неотделимы.
Еще в 1913 году поэтическое творчество Тагора, получившее к тому времени
мировое признание, было отмечено Нобелевской премией. Но и тогда мало
кому в Европе было известно, что сборник «Гитанджали», отмеченный этой
наградой, на две трети составляют не просто стихи, а тексты его песен.
Не менее значительную часть своего вдохновения он отдавал музыкальному
театру, создав целую серию оригинальнейших музыкально-драматических произведений,
сыгравших огромную роль в развитии и обновлении национального сценического
искусства. И здесь Тагор опирался на классические традиции, следовал высоким
образцам древности — но следовал не догматически, а творчески, развивая
различные типы национальной музыкальной драмы, поднимая ее на новый уровень
синтетического искусства, в котором сливаются музыка, песня, танец, разговорная
речь. Некоторые из его драматических произведений выдержаны в духе песенных
циклов, воспевающих родную природу, другие сочетают элементы драмы, пение
и инструментальную музыку, наконец, третьи напоминают настоящие песенные
оперы, в которых автор не обращается к разговорному диалогу, достигая
своей цели средствами музыки, пения и танца. Для последнего типа весьма
характерна одна из последних драм Тагора—«Чандалка»; героиня ее—девушка
из низшей касты чандалов, которая находит в себе силы восстать против
судьбы, сбросить оковы покорности и бороться за свою любовь и равенство
с другими людьми.
Говоря о значении творчества великого индийского художника, А. В. Луначарский еще в 1923 году подчеркивал: «Произведения Тагора. так полны красками, тончайшими духовными переживаниями и поистине великолепными идеями, что составляют сейчас одно из сокровищ общечеловеческой культуры». Слова эти сохранили свою значимость и поныне, и они в полной мере относятся к музыкальному творчеству Тагора. Недаром сам он придавал ему первостепенное значение, заметив однажды: «Если меня забудут как философа, то сохранят в памяти мои мелодии». Музыка была для него не только важной областью творчества, но и неотъемлемой частью просветительской деятельности. Она занимала почетное место в программах созданной им в Шантаникетоне школы, преобразованной затем в университет. Здесь изучались отдельные стили национального пения, музыки, танца, ставились спектакли, устраивались фестивали; здесь увидели свет рампы многие драмы Тагора, прозвучали впервые его песни.
Индийский народ, народы всего мира не забыли Тагора—поэта, философа,
музыканта, поборника дружбы и мира на земле. Музыкальное наследие его
живет полнокровной жизнью в Индии и других странах Азии, его песни звучат
на собраниях и митингах, в домах и на улицах, его сценические произведения
составляют фундамент репертуара национальных театров. После освобождения
страны от колониального ига национальным гимном Республики Индии стала
песня, созданная Тагором еще в 1911 году и провозглашающая идеи братства,
равенства и свободы. Идеи эти близки всем людям. Особый интерес вызывает
творчество Тагора в нашей стране, которую связывают с его родиной прочные
и все крепнущие узы дружбы. Одним из проявлений этого интереса стала постановка
в 1960 году в Куйбышеве балета «Читра», в основу которого положены музыка
и либретто Тагора. Можно не сомневаться, что в будущем мы еще познакомимся
ближе со многими музыкальными творениями великого певца Индии.