Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Евгений Беляев

ЕГО ВЗРАСТИЛА АРМИЯ

 

 

Первую свою награду Евгений Беляев получил не на поприще искусства. Это медаль «За отвагу», которой боец-зенитчик был награжден за отражение очередной атаки вражеских самолетов. Было это уже на исходе войны, в дни боев за освобождение Чехословакии от фашистов. Многие сотни километров прошел Беляев дорогами войны, но и в эти суровые дни третий номер орудийного расчета не расставался с песней. Мощный, чистый голос солдата знали и любили в полку все, а обладатель его даже получил прозвище «полкового Лемешева». И для молодого человека такое прозвище тоже, вероятно, было высокой наградой: ведь с детских лет мечтал он стать певцом, с жадностью слушал пластинки вокалистов и эталоном, образцом для него был замечательный тенор Большого театра. Для мальчика из отдаленного брянского села Клинцы, выросшего в новое, советское время, такая мечта вовсе не была несбыточной, если бы война не внесла в его биографию, как и в биографию всей страны, свои коррективы. Но разлучить его с песней она не смогла. Оправдывая полушутливое прозвище, «полковой Лемешев», Беляев в минуты затишья дарил товарищам песни, согревал их сердца, вдохновлял их на тяжкий ратный труд.


Неудивительно, что когда в мае 1945 года, сразу после победы, был проведен конкурс полковых певцов, первый приз — кирзовые сапоги — без конкуренции достался Евгению Беляеву. Тут-то и стало ясно, что талант у него незаурядный. Основы музыкальной грамоты он начал изучать в музвзводе под руководством В. Кондрашева и, в отличие от своих товарищей, не демобилизовался, а остался военным. Армии и в мирное время была нужна музыка, песня, нужны были запевалы. Вскоре полный сил певец стал уже солистом дивизионной самодеятельности, потом, после успеха на смотре художественной самодеятельности, его перевели в окружной ансамбль песни и пляски Прикарпатского военного округа. Во Львове он окончил вечернюю музыкальную школу, где учился у педагога Л. Нестеровой. Спустя еще некоторое время Евгений Беляев — солист Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. И все же чем больше становится его известность, тем яснее осознает он, что музыкальных знаний, профессионализма ему явно не достает. Это подтверждает и досадная неудача: молодого певца пригласили пробоваться в Большой театр, но в стажеры не взяли. Да и удивительно ли: Беляев впервые пел с симфоническим оркестром, и конечно, немного растерялся. Однако посоветовали заниматься дальше.

Евгений Беляев

Через некоторое время — новое прослушивание, на сей раз в Краснознаменный ансамбль имени А. В. Александрова. Тут его неопытность тоже не осталась незамеченной, но и одаренность не оставила никого равнодушным. «Шефство» над молодым певцом взяли опытные мастера: руководитель коллектива Б. А. Александров и руководитель сольной группы, опытный педагог Евгений Августович Кангер—воспитатель целой плеяды известных артистов, таких как Алла Соленкова, Зара Долуханова, Леонид Харитонов. И вот настал день, когда наставники остались довольны успехами ученика: Борис Александров разрешил Беляеву выйти на сцену солистом, чтобы спеть песню «Ничь яка мисячна». Произошло это в 1955 году на гастролях в Чехословакии — там, где некогда слышался голос полкового запевалы.
Еще долго, уже будучи известным певцом, Евгений Беляев продолжал постигать премудрость вокальной науки. В 60-х годах он занимался в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных; здесь, как и положено по программе, в его репертуар вошли и оперные арии, и романсы, но сердце певца по-прежнему было отдано песне, как народной — русской и украинской, так и современной советской — массовой, военной, лирической.
Вспоминая о своих первых шагах в ансамбле, певец говорил: «Вначале было трудно. Сколько пережил сомнений, неуверенности, порой хотелось бросить пение. Очень помог мне Борис Александрович Александров. Большой мастер вокального искусства, знаток музыки, композитор, он учил меня секретам пения, умению создать образ в песне». Именно исполнение песен приносит ему уже в 60-х годах широкую, можно сказать всенародную славу, делает его наряду с А. Сергеевым, И. Букреевым одним из ведущих солистов коллектива.

«Подмосковные вечера», «Лучше нету того цвету», «На солнечной поляночке» Соловьева-Седого, «Случайный вальс» Фрадкина, «В землянке» Листова, «Моя любимая» Блантера, многие песни Жарковского, Колмановского, Туликова, Новикова, Минкова—вот вехи творческого пути певца, ставшие и жемчужинами репертуара ансамбля. И, конечно, неувядаемая «Калинка», непревзойденным исполнителем которой стал Евгений Беляев. И если раньше звали его «полковым Лемешевым», то теперь во многих странах его так и зовут—«мистер (или месье, или синьор) Калинка». Ибо имя это — один из символов современного звучания русской песни.

Творческая палитра Беляева сегодня весьма широка, его гибкий, легкий и звонкий голос узнается сразу—что бы ни пел он. Композитор Серафим Туликов, много работавший с певцом, говорит: «В. чем своеобразие Евгения Беляева как вокалиста? Каков его творческий почерк? Мне думается, что искусство Беляева — синтез европейской и особенно отечественной академической вокальной школы с традициями русской народной песни. В самом голосе певца есть та, присущая ему, как говорится, от природы выразительность, которая помогает с большой глубиной и предельной искренностью передавать слушателю сокровенные чувства, столь богато заложенные в русской классике и народной песне». Верное наблюдение: именно эта черта помогла Беляеву покорить слушателей в разных уголках нашей страны, в десятках стран, где побывал этот большой мастер. Многие годы он гастролировал в составе Краснознаменного ансамбля, был его запевалой; его артистические достижения были по достоинству отмечены присвоением певцу высокого звания народного артиста СССР, Государственной премии СССР.

Концертную деятельность Беляев всегда сочетал с постоянным обновлением репертуара, успевал много записываться на пластинки, причем не только в своем обычном амплуа, но и в качестве превосходного интерпретатора старинного романса. Пожалуй, наиболее ярко достоинства его искусства выступают, когда артист поет в сопровождении квинтета русских народных инструментов. Вот почему, в 1980 году, после долгих раздумий, как признавался сам певец, он решил расстаться с родным коллективом и стать солистом-концертантом. Говоря о причинах такого решения, Беляев подчеркивал: «Одна из них—зревшее подспудно желание расширить свой певческий диапазон, обратиться к творчеству великих русских композиторов — Глинки, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, к русскому романсу, побывать в самых отдаленных уголках Родины, в гуще народа, интимно, доверительно поговорить с залом, с каждым сидящим в нем человеком». Столь ответственное решение опытного мастера— залог того, что впереди у него, и конечно у его почитателей — новые интересные встречи и открытия.