Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Юлюс Юзелюнас

ПЕВЕЦ ЛИТОВСКОГО КРАЯ

 

 

Еще совсем недавно Литва считалась чуть ли не музыкальной провинцией, и, пожалуй, основная роль в ее художественной жизни принадлежала знаменитым гастролерам. К сегодняшнему дню картина переменилась резко. Сами литовские музыканты стали желанными гостями всех культурных центров страны, в том числе Москвы и Ленинграда. Мало того, с творчеством композиторов и исполнителей маленькой республики хорошо знакомы и зарубежные слушатели. Да, за годы Советской власти литовская музыкальная культура стремительно вышла на передовые рубежи, здесь сложилась первоклассная композиторская школа, и одним из самых ярких ее представителей стал Юлюс Юзелюнас.

Многотрудные пути вели его к карьере профессионального музыканта. Детские годы в семье бедного сельского поденщика оставляли мало надежд на широкое образование, и лишь энергичная настойчивость двадцатитрехлетнего Юзелюнаса привела его в классы Шяуляйского музыкального училища. А в 24 года (!) он поступил в первый класс гимназии для взрослых.
Только после освобождения Литвы от фашистской оккупации смог молодой музыкант проявить свои незаурядные способности, овладеть высотами мастерства. Сперва он учился у Ю. Груодиса в Каунасе, а затем совершенствовался в аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством В. Волошинова. Практически окончание учебы совпало для вчерашнего студента с широким, можно сказать, общесоюзным признанием. Во всяком случае, его балет «На берегу моря» вслед за Вильнюсом увидел свет рампы в Риге, Таллине, Львове. Это был первый литовский национальный балет на современную тематику. Через несколько лет он был показан литовскими артистами на сцене Кремлевского Дворца съездов и заслужил высокую оценку. «Произведение Ю. Юзелюнаса,— писала тогда В. Кригер в «Правде»,— насыщено красивыми мелодиями, музыка захватывает своей темпераментностью. В спектакле множество красочных народных плясок и классических танцевальных дуэтов». Уже в этом раннем сочинении, которое, кстати сказать, надолго закрепилось в театральном репертуаре, сложились определенные особенности, характерные и для зрелого почерка выдающегося мастера. «В своей музыке я, как правило, не использую фольклорных цитат,— говорит композитор,— но, безусловно, самый дух народных песен, их структурные особенности, сама психология народного художественного мышления постоянно являются для меня образцом».
1953 год знаменателен в биографии Юзелюнаса не только премьерным успехом балета. В ту же пору началась его педагогическая деятельность в Вильнюсской консерватории. Теперь уже смело можно говорить о композиторской школе, созданной им за прошедшие десятилетия. Учитель по праву гордится своими учениками, многие из которых занимают видное место в современной панораме многонационального советского искусства. У него учились В. Лаурушас, А. Рекашюс, Ф. Байорас, Ю. Башинскас, В. и Ю. Юозапайтисы. Будучи педагогом-практиком, Юзелюнас внес заметный вклад и в развитие музыкальной теории. В 1972 году он стал доктором искусствоведения, защитив диссертацию на тему «К вопросу о строении аккорда».

Творческая энергия композитора поистине неуемна. Его влекут широкомасштабные философские темы, значительные проблемы современности, памятные страницы истории. Премьеры его крупных сочинений — симфоний, ораторий, инструментальных концертов — становятся знаменательными событиями, привлекают внимание слушателей и музыкантов. Так было, например, и с московской премьерой его «Африканских эскизов» для симфонического оркестра. Вот авторитетное мнение, высказанное тогда Д. Шостаковичем: «Каждый свой приезд в столицу литовский композитор радует слушателей новым произведением. Сюита Ю. Юзелюнаса в какой-то мере восполняет пробел в творчестве советских композиторов. Известно, что мы пока еще мало знакомы с музыкой народов Африки, Азии, Латинской Америки. Вот почему каждое произведение в области недостаточно известных нам музыкальных культур следует всячески приветствовать. Но, разумеется, не только в этом ценность «Африканских эскизов». Автор сумел написать яркое, интересное сочинение, в котором виден глубокий сочувственный интерес литовского советского композитора к народно-освободительному движению».

Не менее взволнованную реакцию вызвало и исполнение вокально-симфонической поэмы «Колыбельная пеплу». Эта впечатляющая музыкальная фреска на стихи Ю. Марцинкявичюса посвящена трагедии маленькой литовской деревни Пирчюпис, дотла уничтоженной фашистскими оккупантами. «Мысль написать произведение на тему Пирчюписа,— рассказывает композитор,—созревала у меня давно. Окончательным толчком послужило замечательное стихотворение Ю. Марцинкявичюса «Пирчюпская мать», оно помогло прорваться скопившимся у меня мыслям и эмоциям. Предельно лаконичный, обобщенный, богатый яркими поэтическими образами текст ставил очень большие требования. Своей музыкой я хотел исчерпывающе раскрыть подтекст стихотворения, стремился использовать все возможности музыкального выражения».
И композитор отлично справился с поставленной задачей. Ему удалось создать звучащий памятник жертвам фашизма, вписать новую страницу в музыкальную летопись Великой Отечественной войны.
Музыкальные фестивали, смотры, которые часто проходят в литовской столице, как правило, отличаются представительной широтой и разнообразием. И практически в каждой программе такого художественного праздника мы находим новое сочинение Юлюса Юзелюнаса. Сегодня в списке его произведений оперы «Повстанцы» и «Игра», симфония-оратория «Cantus magnificat", пять симфоний. Пассакалья, инструментальные концерты, сонатные циклы для разных инструментов и камерные ансамбли, хоровые и сольные песни. Но это только сегодня. Каждый год приносит нам знакомство с новыми произведениями. Как и прежде, композитор трудится неустанно, ищет и открывает новые пути в любимом искусстве музыки.