Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Петр Юргенсон

ВО ИМЯ ИСКУССТВА

 

 

«Деловые люди» — фабриканты, антрепренеры, издатели — не так уж часто оставляют значительный след в летописях истории искусства. Оно и понятно: чаще всего эти люди руководствовались не столько высокими материями, сколько соображениями выгоды, наживы, и даже если последние объективно совпадали с общественным благом, их имена не заслуживали памяти потомков. Но бывали и исключения—такие деятели, которые, не забывая, конечно, о своих чисто практических интересах, тем не менее смотрели шире, движимы были сознанием долга перед искусством, готовы были многим пожертвовать ради него. Такими подвижниками искусства были братья Третьяковы, Савва Морозов и Савва Мамонтов, Иван Сытин и Алексей Бахрушин. В этот ряд по праву вписалось имя Петра Ивановича Юргенсона. Быть может, потому, что он происходил из небогатой трудовой семьи, сам пробивал себе дорогу в жизни.

...Отец будущего издателя Иоганн Кире (принявший девичью фамилию своей жены Аэты Юргенсон) был шкипером небольшого рыбачьего судна, приписанного к порту Ревель. Семья была большая — пять человек детей, хлеб доставался с трудом, а после того как непосильный труд отнял у Аэты Юргенсон мужа, она не могла одна прокормить детей: старший сын — Иосиф — отправился на заработки в Петербург. Там он устроился продавцом в музыкальный магазин Бернарда и вскоре выписал к себе младшего брата — Петра. Способный, начитанный мальчик недолго проработал слугой, выучился гравировке нот по металлу и начал свою карьеру приказчиком в самом крупном тогда петербургском музыкальном магазине Стел-ловского. Он быстро продвигался по службе, в 1859 году уже заведовал отделом в магазине А. Битнера, затем переехал в Москву и работал в магазине К. Шильдбаха. Но через два года фирма обанкротилась.

К этому времени Юргенсон был уже своим человеком в музыкальной Москве: дружеские связи установились между ним и основателем музыкального училища (будущей консерватории) Николаем Рубинштейном и другими видными музыкальными деятелями. При поддержке Рубинштейна и решился Юргенсон всего с несколькими сотнями рублей капитала открыть свой собственный музыкальный магазин, располагавшийся на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка. Произошло это 10 (22) августа 1861 года, и дата эта может считаться началом нового этапа в развитии русского нотоиздательского дела.

Петр Юргенсон

С первых же шагов фирма завоевала репутацию предприятия солидного, основательного, ставившего перед собой серьезные и далекие цели. Художественное направление деятельности ее во многом определилось не только самим хозяином, но и его друзьями — Н. Рубинштейном, а чуть позже и Петром Ильичом Чайковским. Дружба Юргенсона с передовыми музыкантами во многом предопределила просветительский характер деятельности фирмы, высокое качество ее изданий, широту их тематики. Через пять лет после основания своего магазина Юргенсон начал выпускать и книги по музыке, еще год спустя открыл собственную нотопечатню, которая выросла вскоре в большую музыкальную фабрику — одну из лучших в Европе. Очень быстро фирма Юргенсона поглотила целый ряд мелких предприятий в Москве и стала здесь, по существу, монополистом; в 1871 году открылся ее петербургский филиал, во главе которого стал Иосиф Иванович Юргенсон, затем открылись отделения в Риге, Одессе, представительство в Лейпциге. Оснастив свою фабрику самой совершенной по тому времени литографской техникой, Юргенсон в 1878 году снизил вдвое' (!) цены на свои издания и тем самым, как свидетельствовала печать, «совершил переворот в русском издательском деле».

Примечательной была и репертуарная политика Юргенсона. Начал он с классиков— Баха, Вебера, Моцарта; из русских авторов первыми были изданы сочинения Даргомыжского и Антона Рубинштейна. По совету и под редакцией Н. Рубинштейна вышли затем сборники песен Шуберта и Шумана (в переводах, специально сделанных известными русскими литераторами). За ними последовали первые в мире полные собрания фортепианных сочинений Мендельсона, Шуберта, Шопена, все сонаты Бетховена, клавиры опер Верди и Вагнера. Все перечислить невозможно, ибо каталог фирмы Юргенсона рос буквально с каждым днем. К 1911 году, когда фирма отмечала свой полувековой юбилей, он уже состоял из более чем пятисот страниц убористого текста, в которых было занесено много тысяч музыкальных произведений! Среди них — несколько десятков партитур опер (прежде почти не издававшихся в России из-за своей нерентабельности), 300 оркестровых партитур, более двухсот книг по музыке, 900 томов так называемого дешевого издания, сделавшего ноты доступными широким кругам любителей музыки. Но подлинной гордостью фирмы стало, конечно, издание сотен произведений русских композиторов всех поколений — от Бортнянского до совсем молодых, начинающих авторов, многих из которых Юргенсон не только издавал с риском для себя, но и поддерживал материально, давая им возможность учиться, совершенствоваться, творить.
Особую, вероятно, самую славную страницу истории фирмы и биографии ее основателя составляют тесные связи Юргенсона с Петром Ильичом Чайковским. Имя Чайковского впервые появилось в каталоге фирмы в 1868 году, и впоследствии почти все произведения композитора были выпущены впервые именно Юр-генсоном. Прекрасным памятником редкой дружбе композитора и издателя стали не только эти ноты (нередко писавшиеся по заказу Юргенсона), но и два тома переписки между ними, длившейся более четверти века—с 1866 года. Конечно, случались и размолвки, и споры, и недоразумения, были, иной раз, и обиды, неизменно, однако, разрешавшиеся ко взаимному удовлетворению. Понимая масштаб таланта своего друга, Юргенсон не только не стремился заработать на нем, но напротив, неоднократно помогал ему в тяжелые дни, и композитор не раз благодарил своего друга «за великодушие и щедрость». «Их торг о гонораре,—свидетельствовал в своих воспоминаниях Н. Кашкин,— всегда почти происходил обратно обыкновенному, то есть Чайковский все находил, что Юргенсон платил ему слишком много, а Юргенсон всячески старался уверить его в противном». За несколько месяцев до смерти композитор подарил издателю фотографию с надписью: «Петру Ивановичу Юр-генсону. В память 27-летней ничем не смущенной дружбы».
Юргенсон пережил своего друга на десять лет. К началу нашего столетия он пользовался всеобщим уважением музыкального мира, а его фирменный магазин на Неглинной улице—тот самый, где и сегодня покупают ноты москвичи — стал одним из центров музыкальной жизни города. В январе 1903 года здесь была открыта бесплатная читальня, куда охотно приходили многие люди, не имевшие возможности приобретать книги и ноты. Издания фирмы Юргенсона к началу нашего столетия по заслугам пользовались мировой славой, их покупали не только в Европе, но и в США, Турции, Мексике, Аргентине, Австралии и других странах. Десятки раз фирма удостаивалась медалей и дипломов на Всероссийских выставках.

После смерти Петра Ивановича Юргенсона фирма продолжала свою деятельность под руководством его сыновей Бориса и Григория, а в 1918, как и другие издательства страны, была национализирована. Одним из руководителей нового государственного издательства стал Борис Петрович Юргенсон, достойно продолжавший дело своего отца в новых, социалистических условиях.