Ежегодник - В мире музыки - 1986г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

НЕОБЫЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ В ПИЩЕСЛАВЕ

 

 

Вам, конечно, хорошо известны сатирические романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Однако, так сказать, в промежутке между ними, а точнее, почти одновременно с «Двенадцатью стульями» в журнале «Огонек» была опубликована повесть тех же авторов под названием «Светлая личность». От нее прямые нити ведут к некоторым эпизодам «Золотого теленка». Однако, не вдаваясь в литературные параллели, обратим только внимание на присутствие в далеко не совершенной повести отдельных музыкальных штрихов. Ее герой Филюрин, сделавшийся прозрачным и взбудораживший тем самым весь город Пищеслав, очень любил играть на гитаре, его квартирная хозяйка—мадам Безлюдная самозабвенно предавалась вокальным упражнениям, а в местном клубе водников раздавалась увертюра к опере «Кармен», исполняемая великорусским оркестром на семнадцати домрах.

Город Пищеслав, бывший Кукуев, как сообщают авторы, был городом захудалым, однако обитатели пытались разными способами оживить его культурную панораму. Сперва был построен помпезный клуб, по величине немногим уступающий Большому театру; в нем ничего не происходило— подавляющую часть огромного здания занимали разного рода колоннады. Затем ценой адских усилий в городе был воздвигнут завод по производству труб и барабанов. Но вскоре и эта затея приелась. «Пошли новые культурные веяния,— пишут Ильф и Петров.— В местной газете «Пищеславский пахарь» поднялась дискуссия по поводу того, можно ли внедрить в служилую массу классическую музыку с помощью граммофона.
Для популяризации этой идеи в городском театре состоялся конкурс на лучшего граммофониста. Первым призом был объявлен почти новый патефон с восемью пластинками фирмы «Пишущий амур». Вторым призом явилась живая, яйценосная курица Минорка, а в третий приз давался сборник статей по ирригации Кара-Кумской пустыни.

Конкурс мог похвастаться успехом. Множество людей притащилось в театр с разноцветными рупорами, пластинками и шкатулками. Конкурс, открывшийся большим докладом, продолжался три дня. Три дня со сцены городского театра, где состязались граммофоны, несся щенячий визг и хохот. Как-то так случилось, что почти все пластинки были напеты музыкальными клоунами Бим-Бом. Это очень веселило публику, но комиссия, не признав за этими произведениями общественного значения, присудила:
первый приз — сыну безлошадного крестьянина Окоемову за мастерское исполнение музыкальной картины «Мельница в лесу» с подражанием кукушке и мельничным стукам, под управлением капельмейстера Модлинского пехотного полка Черняка;
второй приз—сыну бедного фельдшера Г ордиеву, прекрасно исполнившему марш Буланже на тубофоне в сопровождении оркестра акц. о-ва «Граммофон»;
третий приз—сыну мелкого служащего Иоаннопольскому за пластинку «Дитя, не тянися весною за розой, розу и летом сорвешь», напетую любимцем публики, популярным исполнителем оригинальных романсов Сабининым под собственный аккомпанемент на рояле».
Вот в таком городе и произошли фантастические события с человеком-невидимкой, ставшим самым уважаемым и устрашающим гражданином Пищеслава. А он по-прежнему больше всего любил играть на мандолине. Поэтому в день юбилея Филюрину «поднесли прекрасную мандолину с инкрустацией из перламутра и черного дерева и сборник нот русских песен, записанных по цифровой системе. Приветственные речи были горячи, и ораторы щедро рассыпали сравнения. Прозрачного сравнивали с могучим дубом, с ценным сосудом, содержащим в себе кипучую энергию, и с паровозом, который бодро шагает к намеченной цели.

Под конец вечера юбиляр внял неотступным просьбам своих друзей и сыграл на новой мандолине все тот же вальс Джойса «Осенний сон». Никогда еще из-под медиатора не лились такие вдохновенные звуки».