Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Венсан д' Энди

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

 

 

Сочинения Венсана д' Энди часто звучат в концертных программах, и прежде всего, конечно, на его родине, во Франции. Однако заслуги этого мастера перед национальной музыкальной культурой не исчерпываются его композиторской деятельностью. Этому способствовало и широкое образование, полученное молодым музыкантом. Он брал уроки игры на фортепиано у Л. Дьемера и А. Мармонтеля, изучал гармонию и контрапункт под руководством А. Лавиньяка, но основное влияние на художественное формирование д'Энди оказал Сезар Франк, его учитель по композиции и органу.
Венсан д'Энди прошел большой путь от рядового музыканта-труженика до признанного мэтра. И, наверное, каждый из пройденных этапов приносил ему крупицы полезного опыта, в том числе должности второго литавриста в симфоническом и оперном оркестрах, хормейстера „Концертов Шатле" и „Общества новых концертов", органиста парижской церкви Сен-Лё.

Будучи человеком на редкость инициативным, он стоял у истоков Национального музыкального общества и возглавлял его с 1890 года. Тогда же он возглавил одно из лучших музыкальных учебных заведений страны - „Схола канторум". Здесь развернулась педагогическая работа музыканта. Из огромного ряда его воспитанников назовем лишь нескольких - Ж. Орик, А. Руссель, Э. Варез, Д. Северак, Р. Лушер, X. Турина. Все это крупные композиторы, во многом определившие музыкальное лицо XX века. Основы своего профессионального метода д'Энди изложил в капитальном „Курсе музыкальной композиции". Но не менее важна и его общеэстетическая, а вернее, этическая платформа, которая звучит, как вдохновенная проповедь: „Художник должен, прежде всего, иметь Веру: веру в Бога, веру э искусство; ибо эта Вера подвигает его к познанию и путем этого познания помогает тодниматься все выше и выше по лестнице бытия к своему пределу, который есть Бог.
Художник должен исповедывать Надежду, ибо он ничего не ожидает от настоящего: он знает, что призвание его заключается в том, «тобы служить и содействовать своим творчеством поучению и жизни поколений, которые родятся после него.
Художник должен быть проникнут высокой Любовью, „величайшей из всех"; любить - в этом его цель, ибо единственным началом всякого творчества является великая, божественная, милосердная любовь".

Этими высокими идеалами пронизаны и лучшие страницы его музыкальных творений. Он написал множество произведений, не оставив без внимания практически ни одного жанра, быть может, за исключением балета. Поначалу д'Энди испытал влияние Вагнера, что отразилось в его музыкальной драме „Фервааль". Однако, как отмечал Ромен Роллан, „не существует склада ума более французского. Его часто называли вагнерианцем. Но даже в тех случаях, когда влияние это сказывается явственнее всего, оно - поверхностно: дух его совершенно иной. Вы найдете в „Ферваале" несколько деревьев из леса „Зигфрида", но самый лес уже не тот: в нем прорублена аллея, свет проникает в пещеры нибелунгов. Потребность в ясности - основной закон художественной природы д' Энди".
Этой печатью ясности отмечены и опера „Чужестранец", и симфонии, и инструментальные концерты, оркестровые, фортепианные и органные пьесы, и, конечно, песни и романсы на стихи французских поэтов. Такой ясности и выразительной чистоте способствовало увлечение французским фольклором. Строгая классическая традиция сочеталась у него с ориентацией на образцы народного творчества. Порой фольклорные связи прокламировались композитором впрямую: Симфония на тему песни французского горца, Фантазия на темы французских песен для гобоя с оркестром. Но фольклор вообще влиял на манеру его письма -ясного, логичного, драматургически цельного. Это ощущается в симфониях, симфонических вариациях „Истар", поэме „Летний день в горах", Концерте для фортепиано, флейты, виолончели и струнного оркестра, фортепианном квинтете и других камерно-ансамблевых сочинениях.

Не следует, однако, думать что д'Энди был лишь строгим академиком. Французский музыковед Ж. Тьерсо справедливо указывал: „Мастерство д'Энди проявилось во всей своей бесспорной силе в области оркестра. Достаточно вспомнить финал Второй симфонии, широкий рисунок которой облечен в ослепительные краски. Композитор обогатил также и гармонический язык французской музыки. Начиная с „Песни о колоколе" и „Валленштейна", он наслаждался комбинированием самых неожиданных сочетаний, он никогда не страшился смелых гармоний. Создавая всегда солидно „сколоченные" конструкции, строго логические построения - и притом широкого размаха, - Венсан д'Энди в зрелые годы стал удивительным архитектором звуков".

Итак, композитор и педагог. Однако круг его музыкальных забот этим не исчерпывается. На протяжении многих лет он активно выступал как дирижер, интерпретируя по преимуществу собственные сочинения и находя время для гастрольных поездок. В 1903 и 1907 годах французского музыканта тепло принимала русская публика. Но и этого мало. Возрождению старинных музыкальных ценностей способствовала редакторская работа д' Энди. Он как бы предчувствовал веяния уже наших дней, когда у слушателей пробудился повышенный интерес к наследию старинных мастеров. Под его редакцией, в частности, были опубликованы произведения К. Монтеверди и других композиторов XVII-XVIII веков.
Наконец, еще об одном. Венсану д'Энди принадлежат такие слова: „Я считаю критику совершенно бесполезной, я сказал бы -даже вредной. Критика, вообще говоря, это мнение какого-либо человека о каком-нибудь произведении. Чем это мнение может быть хоть сколько-нибудь полезным для развития искусства? Насколько интересно знать мысли, даже ошибочные, некоторых гениальных или даже обладающих большим талантом людей, таких, как Гете, Шуман, Вагнер, Сент-Бев, Мишле, когда они пожелают заняться критикой, - настолько же безразлично, что такой-то или такой-то господин любит или не любит такое-то драматическое или музыкальное произведение". Д'Энди был человеком скромным и вряд ли относил себя к избранным. Так или иначе, но в данном случае он оказался непоследовательным. И это хорошо, потому что распространению музыкальной культуры, безусловно, способствовали его книги о Бетховене, Вагнере, Франке, его многочисленные статьи в газетах и журналах. Все они, как и творчество композитора, педагогика мастера, осенены благородной целью, объединяющей различные аспекты многогранной деятельности Венсана д'Энди: „В основе всякого искусства лежит существенное условие: поучение. Цель искусства - не выгода, даже не слава; истинная цель искусства - поучать, постепенно возвышать человеческий дух."