Сочинения Венсана д' Энди часто звучат в концертных программах, и прежде
всего, конечно, на его родине, во Франции. Однако заслуги этого мастера
перед национальной музыкальной культурой не исчерпываются его композиторской
деятельностью. Этому способствовало и широкое образование, полученное
молодым музыкантом. Он брал уроки игры на фортепиано у Л. Дьемера и А.
Мармонтеля, изучал гармонию и контрапункт под руководством А. Лавиньяка,
но основное влияние на художественное формирование д'Энди оказал Сезар
Франк, его учитель по композиции и органу.
Венсан д'Энди прошел большой путь от рядового музыканта-труженика до признанного
мэтра. И, наверное, каждый из пройденных этапов приносил ему крупицы полезного
опыта, в том числе должности второго литавриста в симфоническом и оперном
оркестрах, хормейстера „Концертов Шатле" и „Общества новых концертов",
органиста парижской церкви Сен-Лё.
Будучи человеком на редкость инициативным, он стоял у истоков Национального
музыкального общества и возглавлял его с 1890 года. Тогда же он возглавил
одно из лучших музыкальных учебных заведений страны - „Схола канторум".
Здесь развернулась педагогическая работа музыканта. Из огромного ряда
его воспитанников назовем лишь нескольких - Ж. Орик, А. Руссель, Э. Варез,
Д. Северак, Р. Лушер, X. Турина. Все это крупные композиторы, во многом
определившие музыкальное лицо XX века. Основы своего профессионального
метода д'Энди изложил в капитальном „Курсе музыкальной композиции".
Но не менее важна и его общеэстетическая, а вернее, этическая платформа,
которая звучит, как вдохновенная проповедь: „Художник должен, прежде всего,
иметь Веру: веру в Бога, веру э искусство; ибо эта Вера подвигает его
к познанию и путем этого познания помогает тодниматься все выше и выше
по лестнице бытия к своему пределу, который есть Бог.
Художник должен исповедывать Надежду, ибо он ничего не ожидает от настоящего:
он знает, что призвание его заключается в том, «тобы служить и содействовать
своим творчеством поучению и жизни поколений, которые родятся после него.
Художник должен быть проникнут высокой Любовью, „величайшей из всех";
любить - в этом его цель, ибо единственным началом всякого творчества
является великая, божественная, милосердная любовь".
Этими высокими идеалами пронизаны и лучшие страницы его музыкальных творений.
Он написал множество произведений, не оставив без внимания практически
ни одного жанра, быть может, за исключением балета. Поначалу д'Энди испытал
влияние Вагнера, что отразилось в его музыкальной драме „Фервааль".
Однако, как отмечал Ромен Роллан, „не существует склада ума более французского.
Его часто называли вагнерианцем. Но даже в тех случаях, когда влияние
это сказывается явственнее всего, оно - поверхностно: дух его совершенно
иной. Вы найдете в „Ферваале" несколько деревьев из леса „Зигфрида",
но самый лес уже не тот: в нем прорублена аллея, свет проникает в пещеры
нибелунгов. Потребность в ясности - основной закон художественной природы
д' Энди".
Этой печатью ясности отмечены и опера „Чужестранец", и симфонии,
и инструментальные концерты, оркестровые, фортепианные и органные пьесы,
и, конечно, песни и романсы на стихи французских поэтов. Такой ясности
и выразительной чистоте способствовало увлечение французским фольклором.
Строгая классическая традиция сочеталась у него с ориентацией на образцы
народного творчества. Порой фольклорные связи прокламировались композитором
впрямую: Симфония на тему песни французского горца, Фантазия на темы французских
песен для гобоя с оркестром. Но фольклор вообще влиял на манеру его письма
-ясного, логичного, драматургически цельного. Это ощущается в симфониях,
симфонических вариациях „Истар", поэме „Летний день в горах",
Концерте для фортепиано, флейты, виолончели и струнного оркестра, фортепианном
квинтете и других камерно-ансамблевых сочинениях.
Не следует, однако, думать что д'Энди был лишь строгим академиком. Французский музыковед Ж. Тьерсо справедливо указывал: „Мастерство д'Энди проявилось во всей своей бесспорной силе в области оркестра. Достаточно вспомнить финал Второй симфонии, широкий рисунок которой облечен в ослепительные краски. Композитор обогатил также и гармонический язык французской музыки. Начиная с „Песни о колоколе" и „Валленштейна", он наслаждался комбинированием самых неожиданных сочетаний, он никогда не страшился смелых гармоний. Создавая всегда солидно „сколоченные" конструкции, строго логические построения - и притом широкого размаха, - Венсан д'Энди в зрелые годы стал удивительным архитектором звуков".
Итак, композитор и педагог. Однако круг его музыкальных забот этим не
исчерпывается. На протяжении многих лет он активно выступал как дирижер,
интерпретируя по преимуществу собственные сочинения и находя время для
гастрольных поездок. В 1903 и 1907 годах французского музыканта тепло
принимала русская публика. Но и этого мало. Возрождению старинных музыкальных
ценностей способствовала редакторская работа д' Энди. Он как бы предчувствовал
веяния уже наших дней, когда у слушателей пробудился повышенный интерес
к наследию старинных мастеров. Под его редакцией, в частности, были опубликованы
произведения К. Монтеверди и других композиторов XVII-XVIII веков.
Наконец, еще об одном. Венсану д'Энди принадлежат такие слова: „Я считаю
критику совершенно бесполезной, я сказал бы -даже вредной. Критика, вообще
говоря, это мнение какого-либо человека о каком-нибудь произведении. Чем
это мнение может быть хоть сколько-нибудь полезным для развития искусства?
Насколько интересно знать мысли, даже ошибочные, некоторых гениальных
или даже обладающих большим талантом людей, таких, как Гете, Шуман, Вагнер,
Сент-Бев, Мишле, когда они пожелают заняться критикой, - настолько же
безразлично, что такой-то или такой-то господин любит или не любит такое-то
драматическое или музыкальное произведение". Д'Энди был человеком
скромным и вряд ли относил себя к избранным. Так или иначе, но в данном
случае он оказался непоследовательным. И это хорошо, потому что распространению
музыкальной культуры, безусловно, способствовали его книги о Бетховене,
Вагнере, Франке, его многочисленные статьи в газетах и журналах. Все они,
как и творчество композитора, педагогика мастера, осенены благородной
целью, объединяющей различные аспекты многогранной деятельности Венсана
д'Энди: „В основе всякого искусства лежит существенное условие: поучение.
Цель искусства - не выгода, даже не слава; истинная цель искусства - поучать,
постепенно возвышать человеческий дух."