Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Юлюс Юзелюнас

ПЕСНИ РОДНЫХ РАВНИН

 

 

В Литве справедливо говорят о композиторской школе Юлюса Юзелюнаса. В составе Союза композиторов республики очень много его учеников. Высок авторитет маститого профессора консерватории. И конечно, этот авторитет завоеван музыкантом, в первую очередь, благодаря значительному творческому вкладу, внесенному им в сокровищницу национального искусства. Вот как рассказывает о становлении и утверждении таланта Юзелюнаса известный литовский музыковед Ю. Антанавичюс: „После нелегкой трудовой молодости и самостоятельных занятий музыкой упорство характера приводит взрослого юношу в Шяуляйскую музыкальную школу, затем к заветной мечте - изучению композиции в Каунасской консерватории у классика литовской музыки Юозаса Груодиса.
Потом судьбу музыканта определяли прирожденный талант и трудолюбие. В 1948 году окончена консерватория, в 1952 году -аспирантура Ленинградской консерватории. Начинается самостоятельный путь педагога и композитора.
Бурный творческий взлет выдвинул Ю. Юзелюнаса вместе с его сподвижником Э. Бальсисом в лидеры послевоенной семьи литовских композиторов. Его произведения - Вторая симфония, первый литовский советский балет „На берегу моря", опера „Повстанцы" - стали классическими образцами литовской музыки того периода. Мелодичность, простота классических форм, прозрачность гармонии, использование народных мелодий отличали почерк молодого композитора и принесли ему признание слушателей".

Определенным рубиконом на творческом пути композитора стали шестидесятые годы. От классичной традиционности - к острым звуковым сопоставлениям, напряженной ритмике, жестким гармоническим структурам. Раньше стилистический облик Юзелюнаса связывался с мягкой, приятной для слуха мелодичностью, теперь он прибегает к совершенно иным выразительным средствам, стремясь отразить в музыке смятенный душевный мир своего современника. Это был не просто интуитивный, а глубоко осмысленный шаг. Недаром именно в ту пору Юзелюнас проявляет интерес к теоретическим вопросам, позднее издает книгу „К вопросу о строении аккорда". Все это вызвало даже некоторую настороженность слушателей. Но. „Я не мог иначе, ведь мыслить-то стал по-новому, - говорил композитор. -Поссорившись с кем-то из окружающих, можно расстаться с ним. А как прикажете жить, если конфликт произошел с самим собой? Главное - правда искусства. А потерянную часть зрителей придется завоевывать заново, новыми мелодиями".

И он действительно завоевал новых слушателей своими новыми произведениями. Тут можно вспомнить и вокально-симфоническую поэму „Колыбельная пеплу", и Пассакалью для оркестра, и третью симфонию „Лира человека", и, наконец, „Африканские эскизы", которые произвели большое впечатление на московскую аудиторию. Тогда, в 1962 году, своими впечатлениями делился и Дмитрий Шостакович: „Москва не впервые тепло принимает Ю. Юзелюнаса. Каждый свой приезд в столицу литовский композитор радует слушателей новым произведением. Сюита Ю. Юзелюнаса в какой-то мере восполняет пробел в творчестве советских композиторов. Известно, что мы пока еще мало знакомы с музыкой народов Африки, Азии, Латинской Америки. Вот почему каждое произведение в области недостаточно известных нам музыкальных культур следует всячески приветствовать. Но, разумеется, не только в этом ценность „Африканских эскизов". Автор сумел написать яркое, интересное сочинение, в котором виден глубокий сочувственный интерес литовского советского композитора к народно-освободительному движению в колониальных странах".

С тех пор Юзелюнасом создано много значительных произведений в разных жанрах - от масштабных полотен до камерных пьес. Но все они объединены глубоким чувством любви к родной земле. И это находит отклик и у слушателей, и у лучших исполнителей Литвы. К произведениям Юзелюнаса неоднократно обращались и Симфонический оркестр под управлением Ю. Домаркаса, и Литовский камерный оркестр под руководством С. Сондецкиса. Высоким патриотическим пафосом пронизаны и симфония-оратория "Cantus magnificat", и пятая симфония „Песни равнины", и кантата „Разговоры цветов". И сегодня с прежней энергией композитор продолжает преподавать в консерватории, ведет активную общественную деятельность, и почти каждый сезон приносит его соотечественникам знакомство с новыми сочинениями музыканта.