Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Эмиль Гилельс

В МУЗЫКЕ - ЖИЗНЬ

 

 

Середина XX века подарила нашей стране редкую плеяду выдающихся пианистов, по праву составляющих гордость советского исполнительского искусства. Помимо прочих талантов и других артистических достоинств, плеяда эта была замечательна тем, что все ее представители отличались друг от друга „лица необщим выраженьем", неповторимостью облика, невзирая на принадлежность к тем или иным школам. Каждый из них был личностью в искусстве, а ведь именно это, в конечном итоге, определяет масштаб художника. Одной из таких выдающихся личностей был и Эмиль Гилельс - один из самых молодых представителей этой, уже практически ушедшей от нас плеяды. И конечно, - это признано уже позже - один из великих пианистов нашего столетия.

Артистическая карьера Эмиля Гилельса длилась около полувека, и, естественно, облик его не оставался неизменным - он непрерывно менялся, эволюционировал с годами. Юный победитель Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей 1933 года, тогда студент Одесской консерватории по классу Б. Рейнгбальд, поразивший слушателей своей феноменальной виртуозностью, мог бы показаться человеку, не слышавшему его в зрелом возрасте, разительно непохожим на мудрого философа фортепиано начала восьмидесятых годов. Но между тем это был один и тот же человек и художник - постоянно стремившийся к совершенству и, как мало кто, достигавший его. Только идеал совершенства, который он видел перед собой, с годами менялся, и может быть, именно в этом и был секрет его вечной молодости.

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс был вместе с тем чужд всякой театральности на эстраде, всякого заигрывания с публикой. Скорее напротив -он словно бы нарочито сохранял дистанцию между собой и залом. Слушателям, всегда восхищавшимся им, он казался суровым, неразговорчивым человеком, и, вероятно, это впечатление в определенной степени отражало сущность облика музыканта, всецело поглощенного своим искусством. Впечатление это еще более усиливалось тем, что Гилельс крайне неохотно давал интервью корреспондентам, ограничиваясь, как правило, односложными ответами и скупыми фактами. Примечательно: так происходило не только в нашей стране, которую Гилельс многократно исколесил вдоль и поперек, но и за рубежом, где иные его коллеги оказывались куда более словоохотливыми, чем на родине. „Я предан музыке, в этом все мое „я" и все дальнейшие планы", - вот один из его ответов. А
вот другой, на вопрос корреспондента ивановской областной газеты, чем является для него музыка: „Она для меня жизнь. Ей отдано все. Это, если хотите, главное средство моего общения с людьми. Играя, я стремлюсь поведать о своих чувствах и мыслях, выразить, высказать свое миропонимание".
Эти слова дают объяснение тому, что главное наследие Гилельса - в его записях. К счастью, наследие это достаточно велико и включает не случайные пьесы, а все наиболее весомое в репертуаре артиста. Это концерты Бетховена, записаннные дважды -с Д. Сэллом и с К. Зандерлингом (с последним - кроме 3-го), все концерты Чайковского (случай, уникальный в практике великих пианистов), концерты Моцарта, Брамса, Рахманинова, Шопена, сонаты Бетховена, Вебера, Шуберта, Чайковского, Глазунова, Прокофьева и Шостаковича, многочисленные пьесы и камерные ансамбли; наконец, запечатлены и многие концерты Гилельса в залах СССР, Австрии, США. Думается, каждый, кто любит фортепианную музыку, способен сам без комментариев оценить масштабность и глубину его искусства. Мы же, не возвращаясь к его биографии, описанной в нескольких книгах, предлагаем вниманию читателей небольшой очерк Арама Хачатуряна, с которым Гилельса связывала многолетняя творческая и человеческая близость.

Судьба одаривала меня встречами со многими талантливыми людьми. Немало я слышал и выдающихся пианистов. Но, думаю, не случайно на всю жизнь у меня осталось воспоминание о первой встрече с искусством Эмиля Гилельса. Сколько прошло лет с того весеннего дня 1933 года, а вот и сегодня я ясно вижу перед собой взволнованно гудящие коридоры Московской консерватории. Шло отборочное прослушивание к Первому Всесоюзному конкурсу музыкантов-исполнителей. Все только и говорили о чудо-мальчике Эмиле Гилельсе. Я попытался проникнуть в Малый зал консерватории, но он был переполнен, и мне удалось пробраться лишь наверх - на балкон. Кажется, Гилельс играл „Свадьбу Фигаро" Моцарта-Листа. Меня тогда буквально потрясла степень технической яркости и артистической зрелости исполнения.

Когда Гилельс закончил играть, зал разразился громом аплодисментов. С тех пор интерес публики и критики к этому выдающемуся пианисту рос, и слава его тоже росла. Он становится лауреатом международных конкурсов в Вене (1936) и в Брюсселе (1938). Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, у Гилельса вообще не было поражений: он всегда шел в своем творчестве „по нарастающей линии". Это редчайшее явление!
.Особо хотелось бы сказать о концертной деятельности музыканта во время Великой Отечественной войны. Тогда сценой ему служили и аэродромы, и цехи заводов. В тяжелые дни испытаний искусство Эмиля Гилельса вдохновляло и звало к победе. Оно было просто необходимо. Как необходимо нам и сейчас.
Невозможно представить себе отечественную культуру без искусства этого выдающегося мастера. В присуждении Эмилю Гилельсу Ленинской премии в 1962 году -народное признание не только его удивительного индивидуального таланта, но и в первую очередь его подвижничества художника-гражданина своей страны.

Общепризнана выдающаяся трактовка Гилельсом Моцарта и Бетховена, а также Чайковского. Мне кажется, чтобы так играть этих композиторов, надо быть музыкантом совершенно особой культуры, особом интуиции и особого интеллекта, потому «то следует великолепно знать и свою эпоху. » эпоху этого гения (иначе его нельзя выразить). Когда я думаю о том, почему же Гилельсу удается успешно решать творческие задачи такой гигантской сложности, то невольно вспоминается одна старая истина: характерная черта больших музыкантов - их удивительная трудоспособность. Гилельс -один из немногих художников, которые являются настоящими фанатиками труда, настоящими героями труда. Может быть, отсюда его некоторая внешняя суровость, неизменная строгость. Он всегда собран, сосредоточен - всегда в работе, даже если не сидит за фортепиано.
Я не имел случаев сталкиваться с педагогической деятельностью Гилельса, но весь его облик убеждает в том, что он прекрасный педагог. Ученики Гилельса - среди них Игорь Жуков и Марина Мдивани - сами уже лауреаты многих международных конкурсов.
С удовольствием вспоминаю работу с Эмилем Гилельсом над моей Фортепианной сонатой. Это была очень интересная работа. Я приходил к нему, мы обсуждали страницу за страницей, он вносил весьма ценные предложения. Тут же что-то переделывалось, кое-что я пересочинял заново.
Во время поездок в различные страны мне доводилось лично убеждаться в глубоком почитании Гилельса за границей. Если к этому добавить, что он избран почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, а также почетным профессором Будапештской консерватории, что он удостоен высоких наград Родины и зарубежных стран, то станет понятной заслуга этого выдающегося пианиста в мировой современной культуре".

Слова эти написаны полтора десятилетия назад. Увы, время неумолимо, и оно отняло у нас и того, кому они принадлежат, и того, кому они посвящены. Но искусство Эмиля Гилельса неподвластно времени. Всякий раз, когда экраны телевидения возвращают нас в атмосферу его последних концертов, мы убеждаемся в этом вновь и вновь.