Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Борис Гутников

СТРОЙНОСТЬ ПРОПОРЦИЙ

 

 

„Конкурсным чемпионом" по справедливости называли Бориса Гутникова. Судите сами: 1953 год, конкурс Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте, -1-я премия; 1956 год, конкурс имени И. Славика и Ф. Ондржичка в Праге, - 1-я премия; 1957 год, конкурс имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, - 1-я премия; 1962 год, конкурс имени Чайковского в Москве, - 1-я премия. Редкое и завидное постоянство.
Что же принесло ленинградскому скрипачу эти неизменные триумфы на соревнованиях с разными программами, разными составами жюри, разной аудиторией! Причина прежде всего в удивительной гармоничности творческой натуры артиста. У него не было, по сути дела, слабых мест. Отличная школа (он учился у профессора Ю. Эйдлина в Ленинградской консерватории), виртуозное владение инструментом, редкой красоты звук, богатейший репертуар, требовательный вкус, ясность драматургического взгляда. Можно назвать и много других достойных качеств. А кроме того, его игра всегда была согрета покоряющей душевной теплотой. Эмоциональная сила воздействия творчества Гутникова была очень велика. Но главная сила заключалась в благородной, поистине классической стройности пропорций. "Лично меня, - говорит Игорь Ойстрах, -связывала творческая и человеческая дружба с Б. Гутниковым более тридцати лет -с того момента, когда я был раз и навсегда покорен его неподражаемой интерпретацией Скрипичного концерта Брамса. Масштабность замысла, ощущение целого, мужественная сдержанность и благородство чувств, отсутствие погони за суетливой виртуозностью при наличии большой техники и, наконец, удивительно красивый и большой звук - вот те качества, которые уже тогда отличали его игру и которые он пронес через всю творческую жизнь, приумножив их еще многими другими достоинствами. Мне думается, что к Гутникову также подошло бы высказывание известного французского критика, адресованного отцу: „Виртуоз, презирающий виртуозность".

Да, ленинградский музыкант во многом развивал традиции своего великого предшественника - Давида Ойстраха. Это касалось не только интерпретаторских принципов, даже манеры звукоизвлечения, но и внутреннего сознания своей просветительской художественной миссии. В 1988 году вышла из печати небольшая книжка Бориса Гутникова „Об искусстве скрипичной игры", составленная из бесед О. Шульпякова с замечательным скрипачом. Она, безусловно, представляет интерес для многих любителей музыки. Но сейчас хочется обратить внимание на тот ее раздел, где приведен репертуар артиста. Только скрипичных концертов в нем представлено более сорока. Конечно, он играл в своих программах эффектные миниатюры, вызывая восторг слушателей. Однако основу его выступлений составляли масштабные полотна классиков и современных мастеров. Тут можно назвать сонаты и партиты Баха, сонаты Генделя, Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса, Грига, Франка, Изаи, Прокофьева, Хиндемита, „Цыганку" Равеля, „Поэму" Шоссона. От сезона к сезону рос его интерес к современной музыке. Он был выдающимся интерпретатором камерных сочинений Дмитрия Шостаковича, обращался к его сонатам, принимал участие в исполнении Трио и Квинтета, Восьмого квартета, вокально-инструментального цикла на стихи Александра Блока.
А с какой любовью вспоминают Гутникова ленинградские композиторы. Они всегда находили у скрипача творческий отклик, будучи уверенными, что Борис Львович сумеет донести до слушателей самые сокровенные замыслы автора. Поэтому в упомянутом списке репертуара мы находим имена В. Салманова, Б. Арапова, А. Петрова, С. Слонимского, Л. Пригожина, Ю. Фалика, В. Баснера, Г. Портнова и других.

К каждому из своих выступлений, играл ли он Моцарта, Бетховена, Чайковского или новую музыку своих современников, Борис Гутников подходил с высочайшей художественной ответственностью. И поэтому так убедительно звучат его слова: „Мы нередко живем своими старыми заслугами перед слушателями, забывая о том, что это - не некая отвлеченная единица, раз и навсегда сложившаяся, а постоянно обновляющаяся и столь же постоянно требующая от нас самой активной работы по ее эстетическому воспитанию. Исполнитель, тем более исполнитель сегодня, должен проявить себя как личность. Талант и техничность еще не гарантия ее. Исполнитель должен быть соавтором композитора, то есть творцом музыки, а не только промежуточным звеном между композитором и слушателем. И только тогда мы можем говорить об исполнительской индивидуальности музыканта. Для любого исполнителя не должно быть концертов проходных, случайных. Ведь истинный слушатель идет на концерт в предчувствии праздника. И обмануть эти ожидания - значит не только, возможно, потерять слушателя, но и предать музыку. А это не пройдет бесследно и для самого музыканта".