Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Нил Даймонд

СЛУЖИТЕЛЬ ПЕСНИ

 

 

Признаемся: последняя четверть века -бурный и даже сумбурный период в развитии современной песни. Калейдоскопически меняются моды и стили, сталкиваются между собой в непримиримых противоречиях поклонники разных ответвлений поп-музыки, загораются и гаснут звезды и звездочки, индустрия шоу-бизнеса старается привлечь внимание слушателей всякого рода сенсациями, интимными подробностями жизни артистов. Раньше, еще в начале восьмидесятых годов, наши слушатели смотрели на все это как бы со стороны, не имея возможности представить себе картину во всей ее полноте: лишь волны радио, случайные гастроли и добытые окольными путями пластинки доносили до нас живую и противоречивую жизнь мира эстрады. Теперь - иное дело. Но разве от этого легче стало ориентироваться в мощном потоке песенной эстрады самому слушателю, особенно молодому?.
Оставим юным „специалистам", коих немало сегодня и у нас, классификацию звезд рока, бардов авторской песни, сравнение и сопоставление наших и иноземных представителей этих разновидностей искусства. Но зададимся вопросом: а не слишком ли пренебрежительны мы ныне к тому направлению песенного искусства, которое с известной долей иронии принято называть коммерческим"?. Проще сказать, к „обычной", лирической и мелодичной песне, той, что существовала всегда, и право же, продолжает радовать сердце - пусть не всех, не наиболее радикально настроенной молодежи. Песне, не следующей веяниям и причудам моды. Просто - песне.

Певец Нил Даймонд

Американский певец Нил Даймонд -убедительный пример того, что, создавая и исполняя песни, вовсе не обязательно пускаться в сомнительные авантюры шоу-бизнеса, хотя и избежать его вовсе невозможно. В пестрой панораме современной поп-музыки имя Нила Даймонда сверкает ровным и ярким светом уже достаточно долго. Но внимание к себе он привлек не вызывающим поведением, клоунскими одеждами, шумной даморекламой и разнузданными выходками. Наоборот, он предпочитает избегать „неоновой" славы и тщательно охраняет свою личную жизнь от посягательств фоторепортеров и журналистов. И это ему успешно удается - о его привычках * характере, личных достоинствах и недостатках, увлечениях и друзьях широкой публике ничего не известно. И это отнюдь не мешает ему сегодня пользоваться мировой известностью, обладать несколькими десятками платиновых и золотых дисков - тех заветных пластинок, которыми награждается исполнитель, запись которого продана в количестве более миллиона экземпляров. „Судя по всему, и нормальное поведение имеет свои преимущества, - спокойно поясняет Нил. - Если ты живешь тихо и спокойно, тебя не может не вынести на гребень кипящей волны современной музыки."
Это признание, впрочем, не означает, что певец как бы бравирует своим презрением к шоу-бизнесу, рекламе: при такой постановке вопроса в Америке не пробиться. Но он не стремится блистать перед публикой, фраппировать своих почитателей. Смысл всей его жизни - в служении песне в качестве автора музыки и текстов, как исполнителя.

„Я не могу „похвастать" ни трогательным, „авантюрным" детством, ни мучительными трудностями на пути к эстраде, подобно другим исполнителям, - усмехается он в ответ на вопросы корреспондентов. - Увы, моя жизнь текла достаточно прямолинейно и тривиально".
Мальчик, родившийся в Бруклине, уже в трехлетнем возрасте во все горло распевал мелодии из „Свадьбы Фигаро" под „аккомпанемент грамофонной пластинки, и даже удостоился за это награды на детском конкурсе в парке в сумме. 25 центов. Затем семья переселилась на запад и до семи лет жила в Вайоминге. „По природе я был замкнутым, робким ребенком, но если бы вырос в каменных джунглях Нью-Йорка, то, вероятно, превратился бы в неврастеника. А вдалеке от города-гиганта, среди природы, получил возможность развивать те свои качества, которые большой город неизбежно подавляет. Я сохранил их и позже, оказавшись вновь среди небоскребов".
Любовь к музыке довольно долго не приобретала реальных форм, пока юноше не подарили ко дню рождения гитару, и он начал брать уроки игры на ней. „В меня вселилась уверенность, что этот инструмент определит мое будущее. И я поспешил применить свои знания на практике", - продолжает Даймонд.

Первыми его слушателями стали посетители одного из кафе в артистическом районе Нью-Йорка - Гринвич-виллидж. Гонорар, назначенный ему за ежевечерние выступления, был смехотворным, но зато ему позволяли здесь петь, что хотел, в том числе и свои песни. „Однажды вечером меня представили незнакомцу, который заявил, что представляет фирму звукозаписи. Ему понравились именно мои песни, а не манера исполнения. И когда он убедился, что я сам -их автор, то предложил мне сделать несколько записей. Так оно и началось, а остальное известно."
Действительно, так Нил Даймонд заключил свой первый контракт с фирмой, которая выпустила его песни „Чери, чери", „Одинокий человек", „Я один, я сказал.". Успех на их долю выпал огромный, и очень быстро молодой певец занял место среди „великих мира сего". За ними последовали новые и новые песни и музыка к фильмам, закрепившие его славу, распространившие ее далеко за пределы Штатов. Но ни успех, ни богатство не в силах были изменить его стиль, манеру, характер. Специалисты определяют стиль Даймонда как самобытную смесь госпела, фолка, кантри, блюза и рока. „Неужели в моих песнях столько составных частей? - удивляется Даймонд. - Может, оно и так, но, поверьте, я вовсе не стремился приготовить подобный необычный коктейль". В другой раз он, определяя свое место на американском песенном горизонте, высказался так: „Я - певец между двумя поколениями". И действительно, слушая его, понимаешь, что Даймонд продолжает традиции мелодичного, красивого пения Френка Синатры, Ната Кинг Кола, Бинга Кросби, обогащая их, но всегда тактично и умеренно, современными интонациями и ритмами.

Еще одно отличие Даймонда от многих его коллег - умение ограничить себя. Он неохотно отправляется в большие длительные турне, предпочитая посвящать больше времени сочинению. Зато он принял участие в нескольких музыкальных фильмах не только как поэт, композитор и певец, но и как исполнитель главных ролей. Среди них выделяется картина „Певец джаза", как бы возрождающая мотивы первого звукового фильма в истории кино, а также широко популярный во всем мире фильм „Джонатан Ливингстон по прозвищу Чайка". Именно по кинофильмам Нила Даймонда узнали в лицо многие из тех, кто уже давно полюбил его музыку. „Это естественно: я ведь предлагаю людям свою музыку, а не себя самого", -подчеркивает Даймонд.
Каждый новый альбом с песнями Нила Даймонда - событие в жизни американской легкой музыки. Событие, несмотря на то, что в конце концов слушатели прекрасно знают, что их ждет в этом альбоме - непритязательные, трогательные, мелодичные, подчас грустные песни. Но, может быть, не „несмотря", а именно благодаря этому удается певцу сохранять свою популярность.