Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Вероника Дударова

ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ

 

 

„Не женское это дело - стоять за дирижерским пультом". Наверное, многим любителям музыки приходилось если уж не произносить, то, во всяком случае, слышать подобную фразу. Многолетняя деятельность Вероники Дударовой заставляет поставить под сомнение это распространенное убеждение. Да и сама артистка говорит: „Не терплю снисходительности. Все мы равны перед музыкой. Вот и судите нас по мастерству, по дирижерской технике, по артистизму и прочим, как принято выражаться, слагаемым творческого облика. Никому ведь не придет в голову ставить черточку и добавлять „женщина" к профессии инженера, судьи, хирурга."
Все это так, но тем не менее в молодости ей нужно было обладать немалой смелостью, чтобы остановить свой выбор на дирижерской профессии. Однако именно эта „мужская" специальность с юных лет привлекала ее воображение. Живя в Баку, она пришла в зал филармонии на симфонический концерт ученицей детской музыкальной школы. И тогда же решила: она будет стоять за пультом! Многие коллеги, в том числе и представители сильного пола, могли бы позавидовать настойчивости и целеустремленности этой девушки.

Так случилось, что в 1946 году молодая артистка, еще не окончившая консерваторского курса, впервые встретилась с Московским государственным симфоническим оркестром (тогда он назывался оркестром Московской областной филармонии). Вряд ли Дударова могла предположить, что пройдет пятнадцать лет, и она станет главным дирижером и художественным руководителем этого коллектива. Этот пост она занимала до 1989 года.
Разумеется, за этот долгий срок в творческой жизни артистки произошло немало значительных событий. Она много гастролировала по стране, выступала с различными оркестрами и солистами, работала над озвучиванием художественных фильмов, вела дирижерский класс в Московском институте культуры.

Словом, нет ничего неожиданного в том, что ей было доверено возглавить известный творческий коллектив. Опыт был накоплен, и она уже могла твердой рукой вести за собой музыкантов. И Дударова сознавала всю меру выпавшей на ее долю ответственности. „Индивидуальность оркестра, только ему присущее звучание, - говорит артистка, -это прежде всего отражение творческой индивидуальности его руководителя. Интеллект дирижера, его эмоциональность, владение архитектоникой музыкальных сочинений, тембральной драматургией - все это формирует творческий облик оркестра. Но качество исполнения зависит прежде всего от музыкантов, от каждого оркестранта. И не только от его техники, виртуозности, но и глубины осмысления исполняемого произведения. Дирижер - ничто без коллектива талантливых музыкантов-единомышленников, одержимых любовью к музыке, активно участвующих в совместном творческом поиске".

Напряженной жизнью живет все эти годы Московский симфонический оркестр. Конечно, афиши его во многом отражают художественные симпатии дирижера. И тут уместно еще раз предоставить слово самой Дударовой: „Я очень люблю монографические концерты. Концерт из произведений одного автора - это словно беседа с самим композитором. При формировании репертуара учитываю и профессиональные интересы оркестра, чтобы он помогал всестороннему развитию коллектива. В наши концертные программы входит значительное количество симфоний Шостаковича - любимейшего Моего композитора, немало произведений Рихарда Штрауса, сочинения французских импрессионистов. Играем музыку Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Бетховена, Брамса, Малера. И, конечно, мы исполняем лучшие образцы советской музыки - Т. Хренникова, Р. Щедрина, А. Эшпая и других наших композиторов".

Стоит особо говорить о пропагандистском темпераменте, отличающем на протяжении долгих лет деятельность дирижера. Именно на это обращал внимание в 1986 году профессор Московской консерватории А. Леман: „Московские слушатели, особенно самые юные, не раз бывали на циклах абонементных симфонических концертов, которые носят просветительный характер. Вероника Дударова не боится слушательского непонимания, она доверяет гениальные страницы музыки даже самым маленьким школьникам. Концерты для детей и юношества - это всегда переполненные залы, это всегда живая, непосредственная эмоционально приподнятая реакция. При этом у Вероники Дударовой никогда не бывает упрощенчества или скидок. Просветительские концерты - это всегда подлинное филармоническое действо. Другая черта дирижера и ее коллектива - острое чувство современности, большое внимание к молодым композиторам. Не случайно уже более пятнадцати лет почти все дипломные сочинения композиторов - выпускников Московской консерватории проходят через талантливые руки Вероники Борисовны и их играют на открытых концертах-экзаменах в Большом зале Московской консерватории. Оркестр Дударовой - непременный участник молодежных фестивалей, смотров, конкурсов, творческих пленумов, съездов композиторов".

Музицирование Дударовой, как правило, привлекает аудиторию непосредственностью переживаний, импульсивной энергией, ярким темпераментом. По складу своей творческой натуры она истинный романтик. Как подчеркивает Е. Рацер, „именно проникновение в эмоциональный ряд служит тем ключом, который открывает артистке путь к целостному постижению произведения, непосредственная эмоциональная увлеченность - одна из сильных сторон ее исполнительства".
.Однажды во время зарубежных гастролей ей был задан вопрос: „Когда вы выходите на встречу с оркестром, как музыканты проявляют свое отношение к женщине-дирижеру?" „От оркестрантов, - отвечала Вероника Дударова, - я требую только одного -чтобы они хорошо играли. Ничего не прощаю, никаких погрешностей в интонации, ритме, нюансах. На своем рабочем месте - я только дирижер, и только так в этом случае меня и воспринимают мои партнеры и единомышленники по искусству".