Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, нотные сборники

 

Джоан Баэз

СИМВОЛ ПРОТЕСТА

 

 

…Ей было 18 лет, когда она впервые вышла на огромную эстраду Ньюпортского фестиваля, вышла, чтобы петь свои песни перед многими тысячами людей. Ее имени не знал среди них почти никто - а на следующий день о ней заговорили повсюду. Она стала знаменитостью, газеты наперебой начали публиковать ее биографию, интервью с ней.
В биографии Джоан Хандос, позднее взявшей сценическое имя Баэз, правда, ничего сенсационного, просто даже пикантного не оказалось. Родилась она в Нью-Йорке в семье поистине интернациональной: отец ее - мексиканец, мать - шотландка, в жилах которой текла и немецкая кровь. Музыкальный и сценический талант девочки проявился рано. С восьми лет она охотно играла на гитаре, повзрослев, поступила в Школу искусств Бостонского университета, чтобы стать драматической актрисой, но уже несколько недель спустя ушла оттуда, предпочитая петь в одном из местных кафе. Не оставила следа в ее жизни и короткая пора занятий в Венской академии музыки и драматического искусства. Ее призвание было в ином. Она признавалась: „Мне легче установить контакт с десятью тысячами слушателей, самое же трудное - контакт с отдельным человеком, с небольшой аудиторией".
Это и привело ее на подиум Ньюпорта. С самого начала, с первых самостоятельных шагов пение стало для нее не средством развлекать публику, а формой проповеди, исповеди, призыва. И потому художественное и гражданственное в ее песнях оказалось неразделимо. Хотя критики сразу отметили чистоту и чарующий тембр ее сопрано, куда важнее - и заметнее - была страстность ее искусства, неизменно стоявшего на стороне страдающих, обездоленных, на стороне справедливости. И если сначала в ее репертуаре преобладали традиционные баллады, то уже в первой половине шестидесятых годов, наряду с ними, звучали песни протеста, сочинения Боба Дилана, с которым она время от времени появлялась на эстраде совместно. Напомним: то была пора нараставшего в Америке движения за гражданские права цветного населения, то было время борьбы против „грязной войны" во Вьетнаме, и конечно, Джоан Баэз оказалась в самой гуще этого массового движения. В 1963 году она совершила большую поездку по югу страны, по местам самых жарких расовых схваток. Ее голос звучал в Вашингтоне во время массовых демонстраций у монумента Линкольну. Тогда же она - уже широко популярная звезда экрана - бойкотировала телевизионную передачу „Хутненни" в знак протеста против того, что из программы изъяли выступления Пита Сигера, известного своими прогрессивными взглядами. В 1965 году она появилась в Лондоне, на Трафальгар-сквере, во время марша против войны во Вьетнаме. Ее голос зовет людей к активному протесту, к очищению, воспевает справедливость. „Джоан Баэз, - писал один из первых журналистов, взявших у нее интервью, - является символом чести Америки, она - светлое видение, знак надежды". А Эрнест Хемингуэй уподобил звучание ее голоса „свежему горному потоку".

Джоан Баэз играет на гитаре

Конец шестидесятых и начало семидесятых годов - бурное и сложное время в биографии певицы. Она много гастролировала, часто выступала в Европе, ее популярность достигла вершины. Ленгстон Хьюз говорил тогда, что Баэз „держит руку на пульсе своего поколения". Певица побывала во Вьетнаме, в северной его части, и уже одно это вызвало озлобление американских правых. Ее объявили подрывным элементом, преследовали слежками, угрозами. Еще бы: ведь еще летом в 1964 году она отказалась платить ту часть налога со своих доходов, которая шла на военные нужды, мотивируя это тем, что не хочет участвовать в „моральном безумии", каким является гонка вооружений. В открытом письме, опубликованном тогда в печати, она заявляла: „Я не верю в войну! Войны и так уж слишком долго разрушают и сжигают, ломают и поглощают все на своем пути, слишком долго приносят бесконечное горе мужчинам, женщинам, детям. Наше современное оружие может превратить человека в щепотку пепла за какую-нибудь долю секунды, может сделать так, что у женщины выпадут волосы, а ее ребенок родится уродом. Я больше не вношу мою долю в гонку вооружений".

Все это требовало не только мужества, стойкости, убежденности. Это требовало еще и бескорыстия, способности противостоять духу коммерциализации, пронизывающему американский шоу-бизнес и увлекающему в свой водоворот даже самых сильных и талантливых. Баэз, чья первая пластинка вышла еще в самом начале шестидесятых годов, стойко сопротивлялась этому, старалась избегать соблазна. „Не скрою, в какой-то момент я поддалась на заманчивые предложения. Широкой популярностью и материальным успехом надо переболеть, как детской корью, - признавалась она. -Некоторое время исполняла модные шлягеры, популярные песенки, каталась на роскошном „Роллс-Ройсе" вместо того, чтобы ходить босиком, не теряя связи с землей. Но потом протрезвела - поняла, что начинаю терять друзей, а молодые люди, которые некогда восторженно аплодировали мне, не появляются в лучших концертных залах, где я пела. Они дают мне понять, что разочарованы. И я повернулась спиной к песочным замкам, которые воздвигла мне реклама, чтобы вернуться к ним".
Пожалуй, сейчас, спустя немалое время, можно сказать, что Джоан Баэз дольше других трубадуров своего поколения оставалась верной избранному пути. Менялись времена и моды, но ее голос продолжал звучать громко и властно: в защиту всех угнетенных, в пользу беженцев из Кампучии, политических заключенных, жертв тирании. Она не раз выступала и в концертах организации „Международная амнистия", и, быть может, это послужило причиной того, что с ней как-то стыдливо перестала вспоминать наша печать эпохи застоя. Но Баэз оставалась и остается привержена делу чести и свободы.

Певица Джоан Баэз

И все же время неумолимо. Меняются поколения, вкусы, кумиры. И это неизбежно сказывается на артистической судьбе Баэз. Американцы по-прежнему чтут ее, называют ее „голосом совести", но аудитория ее концертов редеет. „Я поняла, что будь даже мое искусство вечным, в США мое время прошло", - трезво и не без горечи говорит она журналистам. Так или иначе, но уже в восьмидесятые годы место и роль Джоан Баэз на мировом артистическом горизонте существенно изменились. Она выступает в Европе куда чаще, чем в Америке, и здесь ее слушают во время многочисленных концертных турне десятки тысяч людей. Правда, теперь на концертах артистки можно встретить куда меньше молодежи и куда больше людей среднего поколения - тех, кто был среди ее почитателей в бурные прежние годы. И приходится признать, что ее искусство утеряло то свойство непосредственного воздействия на аудиторию, которое было присуще ему раньше.

Все это заставило артистку несколько изменить и свой репертуар. Прежние ее „коронные номера" - баллады, песни протеста - сохранились в нем скорее как воспоминание. А наряду с ними и новые сочинения самой певицы, и шедевры „Битлз", и арии из мюзиклов Э. Ллойд-Уеббера, и многое, многое другое. И надо сказать, что, потеряв в актуальности, искусство Джоан Баэз не лишилось своей привлекательности и благородства. Она - то, что называют словом „леди" , - писал критик газеты „Нью-Йорк тайме" еще в те далекие годы, когда иные газетчики обзывали ее „коммунисткой" и „предательницей Америки". А спустя четверть века другой критик писал в газете „Ди Цайт": „Она стала своего рода моральным символом, который тем временем признали и те, кто некогда издевался или подсмеивался над ней. И еще - она осталась звездой. И как актриса, и как певица она хороша сейчас, как никогда прежде".