Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

В.Захаров - песни, ноты



Книги, литература, ноты

 

Владимир Захаров

С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

 

 

Из песни, как известно, слова не выкинешь. Просматривая сегодня материалы, связанные с творчеством и общественной деятельностью композитора Владимира Захарова, невольно останавливаешься на его высказываниях, относящихся к концу сороковых - началу пятидесятых годов. И дело даже не в ритуальных заявлениях типа: „Наша партия, правительство и товарищ Сталин уделяют очень большое внимание народной песне, непрерывно заботятся о ней, как об искусстве большом и правдивом, здоровом и чистом".

В конце концов, подобные эскапады найдешь, видимо, у многих деятелей искусств тех времен. Потрясает же особенно ретивый (по сравнению с остальными) запал, с которым он атаковал выдающихся музыкантов, и в первую очередь, конечно, тех, кто был упомянут в пресловутом постановлении 1948 года - С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского, В. Шебалина. Заодно от него доставалось и другим авторам, и „безродным космополитам" - И. Бэлзе, Д. Житомирскому, С. Шлифштейну, Ю. Вайнкопу, М. Пекелису. Как страшно читать сегодня такие слова: „Надо решительно разоблачить этих безродных космополитов, лишенных драгоценного чувства советского патриотизма, равнодушных к нашей действительности и пытающихся противодействовать победе высокоидейного реалистического направления в музыке". В погромной газете „Культура и жизнь", которую редактировал безграмотный развратник и верный ждановский прислужник Г. Александров, композитор еще в 1947 году поучал „лжеспециалистов" Московской консерватории, выражал недовольство в адрес своих коллег, руководителей народных хоров.
Словом, постановление, зачеркивающее лучшие страницы советской культуры, жуткая атмосфера тех лет, необоснованные обвинения, угрозы - все это вызывало у Захарова, кажется, только положительную реакцию. Мало того, он сам способствовал нагнетанию низменных страстей. Характерно, что, стремясь, по-видимому, обелить эту сторону деятельности музыканта, Т. Ливанова, в биографии которой тоже есть черные пятна, подчеркивала: „Даже те свойства, которые кажутся иным мемуаристам отрицательными, например, склонность отстаивать крайние позиции в защите любимой идеи, на поверку оборачивались у Захарова счастливыми результатами: без чих немыслимы ни его творческое направлена, ни успехи руководимого им коллектива'" С такой точкой зрения никак не хочется соглашаться.

Но из песни слова не выкинешь. Владимир Захаров долгое время возглавлял Хор имени Пятницкого, написал немало песен, завоевавших всенародную популярность: „И кто его знает", „Дайте в руки мне гармонь", „Шел со службы пограничник", „Колхозная свадьба", „Зелеными просторами", „Ой, туманы мои", „Наша сила в деле правом". „Можно сказать, - пишет нынешний руководитель Хора имени Пятницкого народный артист СССР В. Левашов, - что композитор создал свой, индивидуальный стиль многоголосной песни, которая, если можно так выразиться, по своему музыкальному „климату", по своей ладовой структуре была народной и отличалась от нее только актуальностью темы. Были, конечно, и сложные моменты у композитора, когда ему казалось, что ничего не получится, что нужно уйти из хора. Но когда первые его произведения были исполнены, публика приняла их неожиданно для него в самое сердце. И популярность хора стала расти необычайно быстро. Иные песни Захарова через какое-то время даже стали восприниматься как народные, их многие знали и пели - „Зелеными просторами", „Ой, туманы мои, растуманы", „Белым снегом", „Русская красавица", „И кто его знает". Помню, как я записал в Сибири песню „В чистом поле под ракитой", уверенный, что автор ее - народ. Но когда Показал песню, уже в Москве, фольклористам, оказалось - она написана Захаровым.
Владимир Григорьевич относился всегда удивительно требовательно, принципиально к каждой своей песне. Он приносил ее в хор, разучивал, долго слушал и, если что-то ему в ней не нравилось, доделывал, отшлифовывал. То есть хор был для композитора настоящей творческой лабораторией. Репетиции Владимира Григорьевича с хором нередко превращались в своеобразные беседы об искусстве. К сожалению, случайно записанные на пленки, они практически не сохранились. Именно такая, можно сказать, подвижническая деятельность композитора дала толчок к появлению других народных коллективов - начиная с Воронежского хора и кончая Сибирским. Помимо своего репертуара, они тоже пели песни Захарова".