В 1977 году Александру Александровичу Касьянову было присвоено звание
почетного гражданина города Горького. Заслуженная награда. Ведь для российской
музыкальной культуры всегда была характерна, так сказать, центростремительность,
а Касьянов напротив, посвятил себе развитию культуры провинции. Все лучшие
наши художественные силы концентрировались в Москве и Ленинграде. И Касьянов
получил профессиональное образование в Петроградской консерватории, где
до 1917 года занимался по фортепиано у С. Ляпунова и по композиции у Н.
Соколова. Его благословили на творческий путь такие корифеи отечественной
культуры, как Балакирев и Глазунов. „С именем Милия Алексеевича Балакирева,
- говорил композитор, - в моей жизни связано многое. Незабываемые встречи
с ним в последние шесть лет его жизни, атмосфера балакиревских „вторников",
на оторых я имел счастье присутствовать, - все это духовно питало мою
последующую жизнь".
Действительно, Касьянов на протяжении долгих лет стремился развивать в
своем творчестве традиции „Могучей кучки". Он многое воспринял и
от Глазунова, который в студенческие годы Касьянова возглавлял старейшую
в России консерваторию. На старинной фотографии с нотным автографом можно
прочесть такую надпись: „Талантливому музыканту, пытливо добивающемуся
путей к достижению идеалов в искусстве, симпатичному А. Касьянову на добрую
память от искренне расположенного к нему А. Глазунова".
Сегодня Касьянов представляется убежденным художником-традиционалистом. Действительно, он не стремился к открытию новых берегов, технологические новации редко проникали на его страницы. Однако он искал в своей музыке искреннего выражения живых человеческих чувств. Уже на склоне лет Касьянов говорил: „Наше поколение никогда не придерживалось застарелых взглядов. Мы высоко чтили старых мастеров русской музыки, но с таким же интересом постигали язык Равеля. Наше поколение воспитывалось на таких произведениях, как „Прометей" Скрябина. Всю жизнь жадно изучал мировую музыку - от Глинки, Гайдна и Моцарта до Равеля, Прокофьева и позднейших композиторов. Всякий настоящий композитор всегда новатор. Например, Петр Ильич Чайковский. На первый взгляд, в его музыке как будто не ощущается никакого новаторства. Но он - колоссальный новатор! Было время, казалось, что после Скрябина идти некуда И вдруг появляется гений -Прокофьев! Будем ждать, что скажет вновь появившийся гений. Такой и будет музыка. Но очень хочется, чтобы вечно жили в ней мудрость Бетховена и душа Шопена".
С 1918 года жизнь Касьянова неразрывно связана с городом Горьким. Он
внес значительный вклад в становление художественной жизни послеоктябрьского
Нижнего Новгорода Любопытно, что именно он руководил первым в России радиоконцертом
из этого волжского города. Касьянов принял участие в создании Народной
консерватории, много лет заведовал музыкальной частью драматического театра,
возглавлял Горь-ковское отделение Союза композиторов, был профессором
консерватории.
Касьянов любил свой город, да и весь прекрасный волжский край. И эти его
чувства нашли отражение в музыке. Можно назвать оперы „Степан Разин",
„Фома Гордеев" (одно из первых сочинений этого жанра на горьковский
сюжет), кантату „Валерий Чкалов" на стихи горьковского поэта М. Шестерикова.
Хотя у Касьянова много инструментальных произведений (особенно фортепианных
пьес), он предпочитал опираться на литературные первоисточники. Это и
опера „Ермак", и хоры на стихи Пушкина и советских поэтов, и многочисленные
романсы, в том числе развернутые вокальные циклы на стихи Пушкина, на
стихи русских поэтов, на стихи А. К. Толстого. Наконец, с его музыкой
на горьковской сцене были поставлены сотни драматических спектаклей.
Всю жизнь он был скромным тружеником, преданным людям, любимому искусству. Поэтому многие, очень многие готовы были присоединиться к словам Арама Хачатуряна, сказанным много лет назад: „Слава Касьянова-композитора росла, может быть, не так стремительно и быстро, но зато очень уверенно. И сегодня перед нами предстает Касьянов - выдающийся композитор, один из старейшины нашего музыкального искусства. Его смело можно назвать поборником реалистической музыки, музыки эмоциональной, музыки вдохновенной, музыки, радующей слушателей".