Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

Ф.Лист - ноты



Книги, литература, ноты

 

Ференц Лист

КОСМОПОЛИТ И ПАТРИОТ

 

 

Да, в силу невеселых исторических обстоятельств два эти слова в нашем сознании никак не сочетаются. На протяжении десятилетий „теоретики" пытались доказать, что само это слово - космополит - имеет лишь один, сугубо отрицательный смысл. Между тем словари дают иные, куда более прагматические толкования этого термина: „человек, посетивший много стран, живший в них", „знакомый с многими странами", „человек с тонким художественным вкусом", „свободный от националистических предрассудков". То, что все эти определения - не пустой звук, убедительно доказывает пример великого музыканта и гражданина мира - Ференца Листа. И не только потому, что музыка его, огромное его наследие по праву принадлежат всему миру. Об этом, пожалуй, не стоило бы говорить. Но и сама биография Листа служит подтверждением того же, а ее, как зеркало, отразило и его творчество, сверкающее национальными гранями едва ли всех народов Европы.
Как известно, Лист родился в небольшой венгерской деревушке Доборьян, и на обложке одного из первых, детских еще своих сочинений сам написал, что считает себя венгром. И конечно, детские впечатления, в том числе и музыкальные, не могли не запечатлеться в его душе. Но вместе с тем большую часть своей долгой жизни музыкант провел вдали от родины, дольше всего во Франции, Германии и Италии, многократно объездил всю Европу, в том числе бывал и в России, и даже - как это ни парадоксально звучит сегодня - не владел родным языком! Настоящий полиглот, он с особым блеском изъяснялся по-французски и по-немецки. Но можно ли считать его на этом основании „непатриотом"? Нет, конечно. Еще весной 1838 года, уже в зените артистической славы, музыкант, находившийся в Венеции, узнал из газет о наводнении, постигшем его родину. Вот его отклик: „О, я - варвар, моя далекая родина! Мои неизвестные друзья! Моя огромная семья! Крики твоей боли призывают меня! Сердце мое разрывается, я склоняю голову от стыда, что так долго не вспоминал о тебе." - восклицает он в открытом письме, опубликованном в прессе. И именно с этого момента крепнет его связь с родной землей, со своим народом.

Живя в разных странах, переезжая подчас непрерывно, он неизменно возвращался в Пешт, общался с влиятельными соотечественниками и деятелями культуры, играл возрастающую роль в общественной жизни. В его квартире в 1875 году была основана Музыкальная академия - и по сей день остающаяся одним из главных очагов национальной культуры. Вообще, за последние полтора десятилетия престарелый маэстро бывал на родине ежегодно, давал здесь авторские концерты, участвовал в музыкальной жизни, оказав огромное воздействие на развитие венгерской культуры. Правда, его связь с родиной была отнюдь не идиллической. Если народ, интеллигенция видели в нем гордость отечества, то правящие верхи, „аристократы" относились к великому художнику отнюдь не как к равному даже. Чего стоит один лишь факт, связанный с коронацией на венгерский престол австрийского императора Франца-Иосифа и его жены императрицы Елизаветы. Это происходило в 1867 году, когда Лист уже давно был истинным королем среди европейских пианистов и композиторов. Мессу на случай заказали именно ему, правда, лишь под давлением прогрессивных кругов венгерской общественности. Но автору не только не дали возможность дирижировать собственным творением, но для него не нашлось места и среди пышно одетой знати, заполнившей собор. Лишь по случайности знакомый венский музыкант провел Листа на хоры, где, затерявшись в толпе музыкантов, сумел он услышать свою собственную музыку! Но теперь, когда это творение, пусть изредка, звучит в концертном исполнении, понимаешь, что разделило подобострастную аристократию и великого музыканта: мятежный, свободолюбивый дух его музыки, полный дерзких и отчетливо венгерских мотивов.

Ференц Лист

Зато моральной компенсацией для него, думается, стало торжественное чествование Листа в ноябре 1873 года, состоявшееся в венгерской столице по случаю полувекового юбилея его творческой деятельности. Весь народ был един, воздавая высшие почести своему гению. И не случайно одним из последних публичных появлений Листа на концертной эстраде стал его прощальный концерт в Будапеште 10 марта 1886 года -меньше чем за пять месяцев до его кончины.
Ну, а как с соотношением национального и интернационального, космополитического, в самом творчестве Листа? И здесь все обстоит не так просто. Можно ли назвать „космополитом" композитора, написавшего даже одни лишь блистательные „Венгерские рапсодии" или „Ракоци-марш"? А ведь подобных творений, навеянных образами родины, у Листа множество, и притом в самых разных жанрах. Да, сочиняя их, в качестве опоры он избирал - как выяснилось много позже - не ту исконно венгерскую музыку, которую открыли миру лишь Барток и Кодаи, а виртуозно-страстную музыку венгерских цыган, и на ее мелодиях и ритмах строил здание многих своих сочинений. Но разве это, в конечном счете, может умалить их художественную ценность, их увлекательность? Нет, конечно, и об этом не раз говорили, защищая Листа, отцы новой венгерской музыки.

С другой стороны, поражает широта музыкальных взглядов композитора, его открытость всему богатству художественных культур мира. Многие исследователи называют его в числе тех, кто стоял у истоков всего последующего развития музыкальных культур Венгрии, Германии, Франции, а во многом Испании и Англии, сам внес огромный вклад в это развитие и как композитор, и как педагог. Нельзя также не вспомнить здесь и многообразных нитей, связывавших его с музыкальными культурами славянских народов. Его гастроли в России навсегда вписались в художественную летопись нашей родины, стали началом его тесной дружбы с деятелями русской музыки. Немало у Листа сочинений, навеянных русскими темами и сюжетами, музыкальными источниками; назовем среди многих общеизвестных, скажем, романс на стихи Лермонтова „Молитва", русскую песню „На прощание", переложенную им для фортепиано уже на склоне лет. А гуситские песни чехов, а вдохновенный гимн „Славим славных славян!", посвященный 1000-летию Кирилла и Мефодия.

Все это - только случайные, выборочно приведенные примеры. Жизнь Ференца Листа - необычайно богата, насыщена, полнокровна. Его искусству и творчеству посвящены сотни, тысячи исследований и статей, романов и новелл, фильмов и пьес. Мы же затронули лишь одну сторону его биографии, попытались опровергнуть лишь одно кажущееся противоречие, которое на деле представляет собой две грани единой и неделимой творческой личности великого художника. Думается, читатели могут продолжить и сами размышления на эту достаточно сложную и волнующую тему.