Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Паолина Лукка

ВЕНСКИЙ СОЛОВЕЙ

 

 

Список одних только лучших партий Паолины Лукки вызовет у любителей музыки определенное удивление. Действительно, с одной стороны, Маргарита в „Фаусте", с другой - Кармен в одноименной опере Бизе.
Ее называли „венским соловьем". Как правило, подобную, довольно-таки расхожую метафору относят к корифеям колоратурного пения, но не к исполнительницам парти* Азучены или Кармен. Но по отношению с Лукке это определение было вполне оправданным, потому что ее пение в случае надобности обретало черты совершенно колоратурной виртуозности. И в то же время, обладая уникальным сопрано с диапазоном редкой широты (две с половиной октавы), она уверенно справлялась с партиями, которые составляют украшения меццо-сопранового репертуара.
Владела она своим голосом с покоряющей свободой и мастерством. Это тем более удивительно, что в юные годы Лукка не смогла получить систематического музыкального образования, дело ограничилось непродолжительными частными уроками у венских педагогов. Ее семья не располагала порядочными средствами, и уже в 15 лет Паолина начала самостоятельную профессиональную деятельность.
В 1856 году Лукка впервые переступила порог Венской придворной оперы в роли скромной хористки. Так продолжалось три года. Голос ее окреп, и вот очередной спектакль „Вольного стрелка" Вебера. В хоре девушек запевала - обаятельная Паолина Лукка. Тут-то, наконец, и обратили на нее внимание специалисты. Но для столичной сцены голос ее находят еще недостаточным. Впрочем, скромный театр в Оломоуце пользовался известностью и авторитетом. Здесь и началась ее блистательная карьера, старт которой связан с партией Эльвиры в опере Верди „Эрнани".

Великолепные голосовые возможности артистки были настолько очевидны, что уже вскоре ее слушали жители Праги, где она добилась огромного успеха в „Гугенотах" Мейербера (Валентина) и в беллиниевской.Норме". Именно по инициативе Мейербера двадцатилетняя певица стала солисткой Придворной оперы в Берлине. Десятилетие, проведенное в германской столице, явилось периодом окончательного формирования творческого облика выдающейся артистки, репертуарных накоплений. Законодатель тогдашнего музыкального театра Мейербер продолжал покровительствовать Лукке. Под его руководством она разучивала, в частности, партию Селики в „Африканке". Тогда же имя Паолины Лукки приобретает европейскую известность. Ее гастроли разворачиваются и за пределами континента. Особенно ее любили английские слушатели, перед которыми она часто выступала в лондонском „Ковент-Гардене". Не менее успешными были ее гастроли в Петербурге и Москве.
Наконец, последний этап артистической карьеры Лукки связан с Венской придворной оперой, где она начала работать в 1874 году. На этой сцене с особенной силой развернулось ее вокально-драматическое дарование. Наряду с покоряющей музыкальностью она демонстрировала отточенное актерское мастерство, помноженное на экспрессивный темперамент и, разумеется, удивительную способность сценического перевоплощения. Одинаково убедительно интерпретировала она роли Церлины (Дон Жуан) и Керубино ,Свадьба Фигаро") в моцартовских операх, Леоноры, в бетховенском „Фиделио", и в ,Фаворитке" Доницетти; ей был подвластен и загнеровский репертуар (Эльза в „Лоэнгриче", Сента в „Летучем голландце"). А всего к "889 году в ее распоряжении было свыше шестидесяти партий.
Паолина Лукка сравнительно рано оставила оперную сцену. Это случилось в 1889 -оду, когда ей не исполнилось и пятидесяти лет. На прощание коллеги по сцене избрали ее почетным членом Венской придворной оперы.