Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Нараян Менон

СКОЛЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНА МУЗЫКА?

 

 

Немало красивых слов было сказано музыковедами и композиторами за последнее десятилетие о необходимости более широкой конвергенции музыки Запада и Востока, но сама она, эта конвергенция, все еще остается на уровне теоретических рассуждений. Широкая европейская публика в частности, мало, поверхностно знакома с музыкой Востока, в том числе и Индии, с композиторами и исполнителями, представляющими ее древнюю культуру. Музыка Востока используется европейскими композиторами, она будит их фантазию, но никак не входит в повседневность слушателя, в его художественный мир.
Есть, конечно, и немногие счастливые исключения. Одно из них - индийский композитор, исполнитель на народном традиционном национальном инструменте вина, общественный деятель Нараяна Менон. Он не раз бывал в нашей стране и в качестве президента Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (этот почетный пост Менон занимал в середине семидесятых годов), и как участник различных фестивалей. Немало написано у нас и о разносторонней деятельности Менона - инициатора создания национального ансамбля „Вадья вринда", директора Всеиндийского радио, а позднее, основателя Национального центра исполнительских искусств в Бомбее и музыкального журнала. Ряд работ Менона публиковался в нашей стране, в частности его очерк „Индийская музыка сегодня" вошел в сборник „Музыка народов Азии и Африки", выпущенный в Москве в 1969 году. Наконец, довелось советским слушателям познакомиться и с исполнительским творчеством Нараяны Менона, который в 1981 году выступал на сцене Колонного зала Дома союзов во время первого фестиваля современной музыки в СССР.
Здесь мы знакомим читателей с небольшой статьей Н. Менона, озаглавленной „Сколь интернациональна музыка?".

Нараян Менон


Музыка по самой природе своей тяготеет к изолированности, ограниченности. Но это язык, который можно выучить и понять, и таким образом, он может открыть окно в мир неожиданных звучаний и концепций выразительности. Эти концепции разнятся от континента к континенту, от страны к стране, от группы к группе. Все они формировались и развивались на протяжении нескольких тысячелетий как в процессе стремления человека более внятно общаться с окружающими, ему подобными, так и в стремлении к самовыражению. Примитивно артикулированные звуки различного уровня постепенно были развиты и утончены до того, что мы теперь называем музыкой. И человеческий -голос был дополнен невокальными звуками, создаваемыми импровизированными „инструментами", которые акцентировали ритм и подкрепляли голос.

На протяжении нескольких последних тысячелетий нашей истории мир был свидетелем того, как отдельные стили развивались в отдаленных друг от друга районах проживания человечества. Мы наблюдали подъем, утверждение и усовершенствование пентатонической гаммы в Восточной Азии; тонких полифонических форм и ритмов, извлекаемых из гонгов и других утонченных ударных инструментов в районах вокруг Индонезии в Юго-Восточной Азии. Западная Азия, как и в большинстве своем арабо-язычные районы Северной Африки, Иран, Пакистан, Индия, Бангладеш выработали мелодические системы высокой красоты и сложности, в которых в наибольшей степени проявляется выразительная красота человеческого голоса. И еще существует черная Африка, где первобытные ритмы народов использовались таким образом, в таком социальном контексте, что мир звуков стал окружать человека и сделал его среду многозначительной в самом практическом и даже гипнотическом смысле.

Но даже и эти широкие географические зоны имеют свои внутренние различия, подразделы и группы - каждая > со своей собственной индивидуальностью, часто национальными чертами. Экология тоже играет заметную роль в формировании культурного облика людей. Некоторые из этих музыкальных культур пережили кульминации своего духовного развития сотни лет назад, и они формировали или воздействовали на формирование музыкального мышления и творчества соседних стран и регионов. Другие пережили войны и завоевания, голод и наводнения и тем не менее сохранили свои традиции невредимыми, иной раз даже оборачивая в триумф собственное поражение.
В своих самых основных и элементарных формах поэзия и музыка, живопись и скульптура, танец и театр были очень близки друг к другу - и все они были частью жизни, как это можно наблюдать и по сей день в таких частях земли, как Бали. Лишь относительно недавно искусства там отделились - в большей или меньшей степени - от своих непосредственных социальных функций и начали выделяться и формироваться как формы „искусства", со своими особыми приметами каждое. И по мере того, как наши условия жизни развились в различной степени и в разных частях света, вместе с ходом мировой истории - культуры и цивилизации возникали и рушились. Войны и нашествия, путешественники и пророки, история и география - все играло тут свою роль. И за всем этим мы можем ощутить борьбу - в различных частях мира и в разные времена - борьбу за утверждение законов, основанных на природе, за то, чтобы придать музыке силу и тонкость, чтобы она могла выразить то, что чувствуют человеческие существа: отчаяние и радость, любовь, трепет и надежду. И если взглянуть на этот процесс с далекой перспективы истории, то приходится отрешиться от инерции глубоко укоренившихся привычек догматического самодовольства.

Музыка Нараяна Менона

Да, инерции глубоко укоренившихся привычек и ограниченного самодовольства предрассудков. Мы все страдаем от нее. Нам пора осознать, что мир музыки, как я уже сказал, складывается из многих составляющих сегментов и слоев, простирающихся широко во времени и пространстве, и что он, в конечном счете, является суммой всех этих составляющих, которые делают его таким великолепным, каким он есть на самом деле. Осознав это, мы сможем не только взглянуть на наше музыкальное наследие в более широкой и глубокой перспективе, но и придать ему новое измерение. А это поможет нам развить наши чувства, нашу восприимчивость, расширить наши горизонты. И в ходе этого процесса - повысить наше взаимное уважение и понимание друг друга.