Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Риккардо Мути

НА ОЛИМПЕ

 

 

Очень рано - уже к 45 годам - Риккардо Мути с полным правом мог считать, что он покорил все основные вершины дирижерского Олимпа. В 1986 году он вступил в права главного дирижера миланского театра „Ла Скала", и к этому времени успел занять посты главного дирижера Лондонской филармонии и Филадельфийского симфонического оркестра, выступить за пультом всех лучших театров и оркестров Европы и Америки - всех, за исключением, увы, наших, ибо восхождение артиста пришлось на тот печальный период нашей музыкальной жизни, когда знакомство с новыми звездами концертной эстрады у нас практически прекратилось. (Это относится не только к Мути, но и к другим блистательным мастерам данного поколения, таким, как Джеймс Ливайн, Джузеппе Синополи, Карлос Клейбер, да и Клаудио Аббадо.) Именно потому, что знакомство советской аудитории с Р. Мути до самого недавнего времени -осени 1989 года - ограничивается лишь немногими записями и несколькими минутами телевизионных кадров, стоит поподробнее рассказать о биографии одного из тех, кого ныне все единодушно признают властителем дум музыкального мира.

Если признать дирижирование загадочной профессией, граничащей с гипнозом, то даже беглого знакомства с Мути на эстраде достаточно будет, чтобы признать,- что он -прирожденный дирижер. Весь его облик несет с собой нечто гипнотическое, завораживающее: и пронзительный взгляд светло-коричневых глаз, и властные, сдержанные жесты, и - на репетиции - точно продуманные скупые комментарии. За этим „имиджем" кроются железный характер, способность подавать пример дисциплинированности, решимость в достижении поставленной цели. И еще - неутомимость в служении ремеслу, способность репетировать бесконечно - и днём, и вечером, и ночью. „Да, я люблю учиться - иначе не избрал бы эту профессию", - комментирует он.

Критики отмечают в блистательной, не знающей срывов вот уже четверть века творческой биографии артиста несколько важнейших вех, связанных с разными точками нашей планеты. Но все же артистическая карьера Мути началась в его родном городе Неаполе, где молодой музыкант учился в консерватории, причем намеревался быть не дирижером, а пианистом или скрипачом. Постепенно, однако, куда больше увлекали его дирижирование и композиция; это не удивительно, ибо сочинение преподавал ему сам Нино Рота - очаровательный человек и блистательный соавтор самого Федерико Феллини. Там же, в Неаполе, состоялся и дирижерский дебют Мути: он с успехом провел ежегодный концерт студенческого оркестра и был приглашен дать еще один. Оркестр повиновался ему беспрекословно.
Получив „попутно" диплом философа в университете, молодой артист переехал в Милан. Тут он продолжил занятия в консерватории. „Это были годы страшной зубрежки, -вспоминает он. - Тогда в консерватории по-настоящему много и серьезно работали. И по сей день помню множество пьес, сочиненных в классе композиции Бруно Беттинелли. Если теперь меня считают типичным представителем итальянской традиции, то этому я обязан своим учителям - Бруно Беттинелли, а также Антонио Вотто по дирижированию и Винченцо Витале по фортепиано". Там же, в Милане, он некоторое время работал аккомпаниатором в вокальном классе Марии Карбоне и основательно познакомился с техникой пения, со спецификой труда вокалистов. Среди последних, заметим, была и его будущая супруга Кристина Маццавиллани, вскоре пожертвов-шая карьерой ради счастья мужа.
Дальнейшая творческая жизнь Риккардо Мути оказалась исключительно насыщенной, и мы можем лишь проследить основные ее вехи.

1966 год. Дебют, теперь уже профессиональный, - за пультом оперного театра. Он блестяще провел одну из забытых опер Паизиелло, затем сочинения Скарлатти и Чимарозы. Вскоре после этого Мути стал первым итальянцем, победившим на Международном конкурсе дирижеров имени Гвидо Кантелли в Наварре.
1969 год. Лишь теперь Мути окончательно решается целиком посвятить себя дирижерской профессии. Крестным отцом его стал Святослав Рихтер. Советскому артисту предстояло выступить с оркестром во Флоренции, и перед репетицией он встретился в гостинице с молодым дирижером, чтобы проиграть программу в четыре руки. „Если вы дирижируете так же, как играете на рояле, то за ансамбль я спокоен", - сказал Рихтер. А после того концерта он был удостоен звания „постоянного директора" и дирижера оркестра театра „Коммунале" во Флоренции.

1972 год. Замечательный оркестр Лондонской филармонии ищет преемника Отто Клемперера. Как раз в этот момент Мути дирижирует одним из концертов коллектива и производит столь ошеломляющее впечатление, что ему сразу предлагают пост главного дирижера. Тридцатилетний музыкант не сразу согласился: ответственность была слишком велика, да к тому же это было связано с работой над большим количеством записей - а к этому виду музицирования он относился весьма скептически. Но в конце концов жажда работать с одним из лучших коллективов Европы помогла ему преодолеть сомнения. И лондонский период стал необычайно продотворным. („Английский и итальянский темпераменты удачно соединились, дополняя друг друга", - как признался сам Мути.)
Следующее десятилетие было насыщено необычайно интенсивной деятельностью „на всех фронтах". Артист много работает и с Лондонской филармонией, продолжает сотрудничество с Флорентийским оркестром и театром, ставит спектакли и дирижирует концертами в Вене, Западном Берлине, на Зальцбургском фестивале; его репертуар становится поистине безграничным, и во всем, за что бы он ни взялся, артист демонстрирует глубочайшую музыкальность, чувство стиля, масштабность замыслов. Оперы Верди и веристов, Беллини и Доницетти, Россини и Моцарта, Мейербера и современных авторов; оркестровые партитуры всех времен и народов - от итальянского барокко до композиторов наших дней; Моцарт и Вивальди, Мендельсон и Брамс, Брукнер и Стравинский, наконец, особенно горячо им любимый Прокофьев - чего только нет в программах этого дирижера! И всякий раз исполнение пленяет совершенством, дышит вдохновением, убеждает тонкостью. „Мути становится все значительнее, -констатирует критик лондонской газеты „Гардиан". - Растет не только его мировое признание, растет и его музыкантская личность".
1977 год. К многочисленным обязанностям Риккардо Мути присоединяется еще одна - Филадельфийский оркестр избирает его своим главным дирижером-гастролером, а три года спустя он становится преемником Юджина Орманди в качестве художественного руководителя коллектива. И надо признать, не только достойным преемником, но и лидером, сумевшим поднять уровень коллектива еще выше: с тех пор все билеты на все концерты филадельфийцев постоянно проданы. Он знакомит публику с десятками новых сочинений, вводит в практику концертное исполнение опер, устраивает открытые репетиции для студентов, наконец, вывозит оркестр в истинно триумфальные гастроли по США, Японии и странам Европы.

И наконец, в 1987 году завершился счастливым „браком" его длительный и трудный „роман" с „Ла Скала". Ему предстояло дирижировать тут еще в сезоне 1969/70 года, но он тогда отказался, получив недостаточное, по его мнению, время на подготовку премьеры беллиниевских „Пуритан". Долгожданная встреча произошла лишь спустя 11 лет - Мути провел премьеру „Свадьбы Фигаро". С этого момента он - в числе постоянных гостей театра, а ныне сменил Клаудио Аббадо (перешедшего в Вену) во главе труппы. Впрочем, оба замечательных артиста испытывают друг к другу самые дружеские чувства и нередко меняются дирижерскими пультами. Именно с „Ла Скала" маэстро Мути и посетил в 1989 году нашу страну. Он с блеском продемонстрировал свой высочайший дирижерский класс, покорив московскую публику своей интерпретацией опер „Капулети и Монтекки" Беллини и "Cosi van tuff" Моцарта, а также Реквиема Верди (который прозвучал под его управлением и в Ленинграде).
Итак, Риккардо Мути - один из корифеев современного дирижерского искусства, один из тех, кого ставят в ряд с такими титанами прошлого, как Тосканини, Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Клемперер, кого считают пришедшим на смену Караяну, Бернстайну, Шолти, Джулини. Уже и сейчас заслуги Мути признаны повсеместно не только публикой и критикой: он избран членом Королевской академии музыки в Лондоне, почетным доктором университета в Ковентри, членом Академии Луиджи Керубини во Флоренции. И при всем том - в этом сходятся все - он еще далек от своего творческого зенита.