Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Павел Бларамберг

„УБЕЖДЕННЫЙ ШЕСТИДЕСЯТНИК"

 

 

Долгие годы одной из бед отечественной музыкальной культуры был дилетантизм. Многие таланты в таких условиях не могли в полной мере реализовать свой творческий потенциал. В этом отношении показательна судьба Павла Ивановича Бларамберга.
Вот канва его биографии. Учился он в знаменитом Александровском лицее, том самом, который в нашем представлении навсегда связан с именем Пушкина. Лицейская пора окончилась в 1860 году. Теперь предстояло определить свое жизненное призвание. Как писал в своем фундаментальном труде „Биографии композиторов с IV - XX век" крупный русский музыкант А. Ильинский, „эпоха шестидесятых годов, полная жизнерадостного чувства и чаяний светлого, лучшего будущего глубоко захватила Бларамберга. Она совпала с расцветом его молодости (он был 19-летним юношей, когда вышел из лицея), воспитала его таким, каким он остался всю свою жизнь - убежденным шестидесятником. Она же и раздвоила его, заставляя в течение всей его жизни переходить от музыки к общественной деятельности и от публицистики и научных работ опять к музыке".

Убежденный шестидесятник. Точно сказано. Бларамберг с молодых лет и неизменно стремился найти место, где он мог бы с наибольшей пользой применить свою энергию, свои знания. Он хотел в это переломное время приносить соотечественникам конкретную, ощутимую помощь, способствовать общественному прогрессу: служба в Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел, публикации в „Записках" Русского географического общества, преподавание в воскресных школах, организация бесплатных народных читален. В 1869 году он участвовал в однодневной переписи населения столицы, а позднее сыграл важную роль в укреплении авторитета либеральной газеты „Русские ведомости", будучи заведующим отделом иностранной политики. И по прошествии многих лет Павел Иванович не изменял себе. Характерно, что в 1905 году он оказался одним из авторов сборника „В защиту слова", написал статью „Цензура в музыке".

Теперь несколько слов о Бларамберге-музыканте. Систематического профессионального образования он не получил. Овладев, пусть не блестяще, игрой на фортепиано, юный энтузиаст смело осуществлял дерзкие творческие замыслы. Организовав в лицее струнный оркестр, Бларамберг взял на себя обязанности его дирижера, а в программы выступлений наряду с классикой включал и собственные опусы, в том числе фрагменты из оперы „Ундина". Такое обнадеживающее начало заставило молодого композитора позаботиться о пополнении своих знаний: уроки фортепианной игры у М. Балакирева и по гармонии - у А. Герке. Ну, а в основном дело ограничилось самообразованием -изучение партитур старых итальянцев, курса контрапункта и фуги Керубини, произведений Баха, Генделя, Бетховена. Особое влияние на его композиторское формирование оказала эстетика „Могучей кучки". Словом, к семидесятым годам он почувствовал уверенность в своих силах и приступил к созданию крупных сочинений. Живя в Брюсселе, Бларамберг написал кантату на основе лермонтовского „Демона", а также значительную часть оперы „Мария Тюдор". В 1888 году эту оперу включил в свой репертуар Большой театр - по требованию-цензу-ры она шла под названием „Мария Бургундская" (такой поворот событий и дал композитору материал для статьи 1905 года, о которой уже шла речь).
Бларамберг пробовал свои силы в симфоническом жанре - Симфония, поэма „Умирающий гладиатор", писал романсы, хоры, но все же именно музыкальный театр привлекал основное внимание композитора. На московских сценах шли его оперы на сюжеты А. Н. Островского - „Скоморох" и „Тушинцы", силами учеников Музыкально-драматического училища была поставлена опера „Девица-русалка", байроновский „Дон Жуан" лег в основу оперы „Волна".

Бларамберг начинал как дилетант и до конца жизни не решился безраздельно посвятить себя музыке. Тем не менее огромная работоспособность позволила ему не только зарекомендовать себя способным композитором, но и начать педагогическую деятельность в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. Здесь в 1883-1898 годах он преподавал теорию музыки, и среди его учеников был Василий Калинников. Все это и дает основание вписать имя Павла Ивановича Бларамберга (пусть скромным шрифтом) в историю русской музыкальной культуры.