Судьба музыканта, что называется, не сложилась. Поначалу Виктор Пасхалов вообще выбрал для себя литературную карьеру и поступил на филологический факультет Казанского университета. Такой выбор объяснялся прежде всего семейными обстоятельствами: его отчимом был известный в свое время писатель Даниил Лукич Мордовцев. Но внутреннее призвание сильнее наследственных традиций.
Филология оставлена. Пасхалов отправляется в Москву и берет уроки фортепианной
игры у А. И. Виллуана. Это продолжалось недолго, уже вскоре он стал вольнослушателем
Парижской консерватории. Вернувшись в Москву, молодой музыкант завершил
свое образование в Московской консерватории под руководством Н. Г. Рубинштейна.
Теперь Пасхалов приступил к осуществлению своих крупных творческих замыслов.
Это оперы „Первый винокур" и „Демон". В начале семидесятых годов
он преподавал пение в Москве, и одновременно посещал занятия Балакиревского
кружка. Во всех его начинаниях не было определенной последовательности,
настойчивости истинного художника. И тем не менее Стасов и Мусоргский
многого ждали от Пасхалова, высоко ценили некоторые его произведения,
особенно оперу „Первый винокур". Делясь своими впечатлениями, В.
В. Стасов пишет автору: „Нас всего сильнее поразил и Ваш могучий свадебный
марш (приходящийся сродни до-мажорному и другим инструментальным великолепиям
Франца Шуберта), и мчащаяся с колокольчиками телега, наполненная поющими
и хохочущими девками. Вот где Ваш талант сидит, сила, национальная жилка,
юмор, широкий размах. Мусоргский запомнил лучшие места, и хотя играл их
лишь приблизительно верно, однако же тут можно было настолько различить
Вашу натуру и способность, что весь наш музыкальный кружок в восторге,
и тут не было ни одного человека, который не признал бы в Вас сильного
и оригинального таланта, заставляющего ожидать от Вас очень многого".
Быть может, в ту пору так и было. Однако позднее Римский-Корсаков, например,
весьма скептически отзывался о пасхалов-ских произведениях - опере „Большой
выход у сатаны" (очевидно, „Демон") и даже о романсах, которые
являются наиболее ценной частью творческого наследия композитора. В свое
время он с увлечением изучал музыкальный фольклор, и влияние народных,
в первую очередь, бурлацких песен явственно ощущается в его вокальных
сочинениях. Лучшие его романсы отмечены демократизмом, задушевной мелодикой,
выразительностью речевых интонаций. Многие из них пользовались среди русских
любителей музыки широкой и прочной популярностью. Часто звучали и на концертной
эстраде, и в быту такие его миниатюры, как „Нивушка", „Дитятко, милость
господня с тобой", „Под душистою ветвью сирени", „Сбылись ожидания",
„Проторила я дорожку", „Что, моя нежная", „Песнь о рубашке",
„Нет, за тебя молиться я не мог". Как вспоминают современники, не
было в России такого уголка, где на фортепиано не лежал бы один из перечисленных
романсов.
Последние годы жизни Виктора Николаевича Пасхалова прошли в Казани. Здесь
он давал уроки музыки, руководил любительскими кружками и многое сделал
для подъема художественной культуры этого волжского города.