Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Виктор Пасхалов

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

 

 

Судьба музыканта, что называется, не сложилась. Поначалу Виктор Пасхалов вообще выбрал для себя литературную карьеру и поступил на филологический факультет Казанского университета. Такой выбор объяснялся прежде всего семейными обстоятельствами: его отчимом был известный в свое время писатель Даниил Лукич Мордовцев. Но внутреннее призвание сильнее наследственных традиций.

Филология оставлена. Пасхалов отправляется в Москву и берет уроки фортепианной игры у А. И. Виллуана. Это продолжалось недолго, уже вскоре он стал вольнослушателем Парижской консерватории. Вернувшись в Москву, молодой музыкант завершил свое образование в Московской консерватории под руководством Н. Г. Рубинштейна.
Теперь Пасхалов приступил к осуществлению своих крупных творческих замыслов. Это оперы „Первый винокур" и „Демон". В начале семидесятых годов он преподавал пение в Москве, и одновременно посещал занятия Балакиревского кружка. Во всех его начинаниях не было определенной последовательности, настойчивости истинного художника. И тем не менее Стасов и Мусоргский многого ждали от Пасхалова, высоко ценили некоторые его произведения, особенно оперу „Первый винокур". Делясь своими впечатлениями, В. В. Стасов пишет автору: „Нас всего сильнее поразил и Ваш могучий свадебный марш (приходящийся сродни до-мажорному и другим инструментальным великолепиям Франца Шуберта), и мчащаяся с колокольчиками телега, наполненная поющими и хохочущими девками. Вот где Ваш талант сидит, сила, национальная жилка, юмор, широкий размах. Мусоргский запомнил лучшие места, и хотя играл их лишь приблизительно верно, однако же тут можно было настолько различить Вашу натуру и способность, что весь наш музыкальный кружок в восторге, и тут не было ни одного человека, который не признал бы в Вас сильного и оригинального таланта, заставляющего ожидать от Вас очень многого".

Быть может, в ту пору так и было. Однако позднее Римский-Корсаков, например, весьма скептически отзывался о пасхалов-ских произведениях - опере „Большой выход у сатаны" (очевидно, „Демон") и даже о романсах, которые являются наиболее ценной частью творческого наследия композитора. В свое время он с увлечением изучал музыкальный фольклор, и влияние народных, в первую очередь, бурлацких песен явственно ощущается в его вокальных сочинениях. Лучшие его романсы отмечены демократизмом, задушевной мелодикой, выразительностью речевых интонаций. Многие из них пользовались среди русских любителей музыки широкой и прочной популярностью. Часто звучали и на концертной эстраде, и в быту такие его миниатюры, как „Нивушка", „Дитятко, милость господня с тобой", „Под душистою ветвью сирени", „Сбылись ожидания", „Проторила я дорожку", „Что, моя нежная", „Песнь о рубашке", „Нет, за тебя молиться я не мог". Как вспоминают современники, не было в России такого уголка, где на фортепиано не лежал бы один из перечисленных романсов.
Последние годы жизни Виктора Николаевича Пасхалова прошли в Казани. Здесь он давал уроки музыки, руководил любительскими кружками и многое сделал для подъема художественной культуры этого волжского города.