Первая режиссерская работа Ивана Александровича Пырьева - фильм „Посторонняя
женщина" вышел на экраны в 1929 году. Эра звукового кино у нас еще
не наступила. В дальнейшем режиссер создал немало значительных кинопроизведений.
В середине тридцатых годов он выступил с популярной картиной „Партийный
билет". А в пору Великой Отечественной войны зрители с волнением
смотрели один из первых фильмов о партизанском движении „Секретарь райкома".
Последнее десятилетие своей жизни Пырьев отдал экранизации произведений
Достоевского. Здесь в полную меру развернулись масштаб и внутренний темперамент
его творческого характера. Одним из высших достижений мастера стал фильм
„Идиот", затем последовали „Белые ночи" и „Братья Карамазовы".
Работу над трехсерийным кинороманом ему не довелось завершить.
Наряду со всем этим в творчестве Пырьева была еще одна очень важная линия.
В нашей однотомной киноэнциклопедии он назван крупнейшим советским кинокомедиографом,
и даже музыкальным комедиографом. Миллионам зрителей, во всяком случае
старшего поколения, помнятся его ленты, сделанные в содружестве с Исааком
Дунаевским („Богатая невеста", „Кубанские казаки"), Дмитрием
Покрассом („Трактористы"), Тихоном Хренниковым („Свинарка и пастух",
„В шесть часов вечера после войны"), Николаем Крюковым („Сказание
о земле Сибирской"). Именно поэтому представляют интерес размышления
режиссера о советском музыкальном кинематографе, о музыке как органичном
компоненте кинопроизведения. Это высказывание Ивана Пырьева относится
в 1963 году.
-Я придаю музыке в кино чрезвычайно большое значение, если она не иллюстративна,
а глубоко, органично вплетается в ткань фильма, связана с общим изобразительным
решением, помогает лучшему выявлению человеческих характеров.
Выбор музыкального материала - это, безусловно, компетенция композитора. Он должен исходить из тех соображений, которые диктуются особенностями сценария и режиссуры. Музыкальные пропорции внутри фильма также не должны навязываться режиссером, Нельзя представить себе дело так: режиссер - заказчик, а композитор - лишь бесправный исполнитель. Это неверно и вредно, так как режиссер не всегда хорошо и правильно понимает музыку и ее роль. Но и композиторы (не все, конечно) подчас относятся к своей работе в кино неуважительно и ремесленнически. Есть композиторы, которые всю свою роль в картине сводят к написанию одной-двух песен. Думаю, этого маловато.
За свою творческую деятельность я совместно с композиторами И. Дунаевским,
Т. Хренниковым, Д. Покрассом, Н. Крюковым сделал 7 музыкальных картин.
И естественно, что я полностью стою за этот жанр, люблю его и приветствую.
Уверен, что музыкальные фильмы вовсе не должны ограничиваться рамками
комедийного плана. Они могут быть самыми разными по жанрам.
Между тем все согласны, что музыкальных картин выпускается у нас мало.
В этой области мы почти игнорируем интересы зрителя, который любит подобные
фильмы. Такое положение можно объяснить неохотой (часто - от неумения)
режиссеров работать в этом крайне трудном, сложном жанре. Однако и композиторы
со странным равнодушием относятся к развитию этого жанра. Ответственность
за это несет, на мой взгляд, и Союз композиторов.
Много неурядиц бывает и в отношениях композитора и режиссера в непосредственной
работе над фильмом. Эти отношения должны быть по-настоящему творческими
и в то же время уважительно-дружескими. Композитор так же, как автор сценария,
оператор и художник, с самого начала обязан трудиться в тесном содружестве
со всем основным коллективом, а не привлекаться, как „пожарная команда",
в самый последний, монтажно-тонировочный период.
Я очень положительно отношусь к экранизации разного рода музыкальных
произведений. У нас большая страна, и большинство населения не живет в
крупных городах, где есть театры оперы и балета, музыкальной комедии.
Таким образом, немало людей просто лишены возможности видеть и слышать
выдающиеся произведения музыкально-театрального искусства. Да и за рубежом,
наверное, миллионы людей с большим удовольствием послушали бы нашу музыку,
наших прекрасных музыкантов и певцов. Вот почему советская кинематография
просто обязана удовлетворять эту потребность зрителей. Но к экранизации
опер, балетов, оперетт следует подходить не так небрежно и поспешно, как
это было с постановками „Евгения Онегина", „Пиковой дамы" и
других подобных фильмов. Здесь требуется уважительное отношение к делу
и настоящая художественная взыскательность. Надо, очевидно, не просто
переносить на экран театральные постановки, а искать самостоятельное творческое
решение при помощи кинематографических средств. В качестве примеров удачных
экранизаций я мог бы назвать из советских фильмов -„Ромео и Джульетту"
и „Моцарта и Сальери".
Если уж зашла речь об образцах, то я могу вспомнить наиболее яркие, на
мой взгляд, композиторские работы в художественном фильме. Это прежде
всего - музыка И. Дунаевского почти во всех его картинах. Далее - музыка
Д. Шостаковича („Златые горы" и „Встречный"), Т. Хренникова
(„Свинарка и пастух"), Дм. Кабалевского („Вольница"), М. Таривердиева
(„Человек идет за солнцем"), Г. Попова („Повесть пламенных лет"),
совсем молодого Г. Фиртича („Деловые люди"). Из зарубежных - музыка
Ж. Беко к фильму „Бабетта идет на войну" и музыка Ф. Холлендера к
фильму „Привидения в замке Шпессарт".
В связи с этим я хотел бы заметить, что очень хорошо музыкально оформлено
(я подчеркиваю это слово) большинство зарубежных хроникально-документальных
короткометражных фильмов. У нас же, к сожалению, музыка в документальных
фильмах, как правило, весьма примитивна, сугубо иллюстративна и лишена
какой-либо оригинальности. Мы часто говорим об этом. Но и только. Думается,
что следовало бы привлечь к такой работе способную молодежь.
В заключение - несколько слов о песне в кино. Давайте вспомним тридцатые
и сороковые годы: сколько в то время хороших, добрых, веселых песен дали
композиторы нашему зрителю, нашему народу именно при посредстве киноискусства!
Бывало, только успеет картина выйти на экран, а народ уже повсюду распевает
прозвучавшие в ней песни. Так было с песней Д. Шостаковича „Нас утро встречает
прохладой" из фильма „Встречный", со многими песнями И. Дунаевского,
В. Соловьева-Седого, Дан. и Дм. Покрассов, Т. Хренникова и ряда других
композиторов. Сейчас таких песен мало, очень мало. Чаще с экрана слышатся
тоскливо-минорные, душещипательные романсы, а не массовые, задорные, бодрые
песни, потребность в которых так велика.