Советские любители музыки, увы, за последние десятилетия не избалованы
встречами с артистами мирового масштаба. В результате наши слушатели практически
лишь заочно знакомы с большинством дирижеров, инструменталистов, певцов,
вышедших на мировую арену во второй половине столетия. На этом фоне особенно
дороги нашему сердцу те исполнители, которых именно Москва некогда открыла
музыкальному миру. В их числе, конечно, и лауреаты незабываемого для многих
Первого международного конкурса имени П. И. Чайковского, того самого,
где взошла звезда Вана Клиберна. За судьбой каждого из лауреатов этого,
как и последующих соревнований, мы следим с неповторимой, ностальгической
ревностью, следим, как за своими любимцами.
Среди таких „питомцев" московского соревнования - румынский скрипач
Штефан Руха. В далекие весенние дни 1958 года он был удостоен третьей
премии - вслед за В. Климовым и В. Пикайзеном, и игра его пришлась по
душе не только членам жюри, но и слушателям. Давид Ойстрах, возглавлявший
тогда „коллегию судей", отозвался о нем, как о „чутком художнике
с подлинным исполнительским нервом, темпераментом, виртуозным мастерством".
Другой маститый специалист, Д. Цыганов, дал ему такую характеристику:
„Штефан Руха - очень одаренный музыкант с ярко эмоциональной манерой исполнения
и большими виртуозными данными. Особенно радуют жизненность его искусства,
творческая свобода, с которой он интерпретирует произведения самых различных
стилей. Он наделен счастливым свойством безраздельно овладевать вниманием
слушателей, что является признаком подлинного исполнительского таланта.
Руха - скрипач с большим будущим, уже сейчас показавший отличную школу".
Сказанное подтверждает, что румынский артист приехал в Москву не просто
попытать счастья: он был действительно вполне готов « творческому взлету.
Начав заниматься музыкой под руководством отца, тоже скрипача, он прошел
отличную школу в Клужской консерватории вмени Дж. Джорджеску, которую
окончил по классу профессора Франчиска Балога. С *949 года он, еще студент,
уже играет в оркестре оперного театра, а в 1953 году лает свой первый
сольный концерт. Вскоре после этого он с успехом выступает в конкурсе,
организованном в ходе Четвертого фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.
Правда, то было еще не соревнование профессионалов в полном смысле слова,
но тем не менее эта победа позволила молодому музыканту получить место
концертмейстера оркестра филармонии в родном городе.
Год 1958 - рубежный в биографии артиста. Получив звание лауреата в Москве,
он заканчивает консерваторию, а осенью становится победителем весьма представительного
конкурса на первом фестивале вмени Джордже Энеску в Бухаресте. Уже в следующем
году он закрепил свой успех получением лауреатского звания еще на конкурсе
Ж. Тибо в Париже и затем буквально в считанные годы стал всемирно известным
профессиональным концертантом.
С тех пор нет такой европейской страны, где не знали и не ценили бы этого
артиста; с успехом гастролировал он и в Японии, и в Америке. Многие годы
Руха выступал не только как солист, но и как руководитель Клужского квартета,
с которым также объездил немало стран. Его сольный репертуар охватывает
все эпохи и стили скрипичного репертуара - от Вивальди до Хачатуряна,
немало сил отдал он и пропаганде произведений современных румынских авторов.
Можно было бы привести десятки отзывов прессы, подтверждающих высокий
класс Штефана Рухи. Но, едва ли в этом есть нужда - ведь и наша аудитория
за эти годы встречалась с артистом достаточно регулярно, оценила его мастерство
и в сольном репертуаре, и в выступлениях с оркестром, могла проследить
эволюцию музыканта, на наших глазах превратившегося из пылкого юноши в
зрелого мастера. Сегодня его искусство пленяет уже не столько своим темпераментом,
виртуозной „лихостью", сколько романтической мечтательностью, углубленным
лиризмом, серьезностью трактовок. И многочисленные почитатели таланта
одного из первых лауреатов нашего конкурса сохраняют ему верность.