Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

Р.Бойко - ноты



Книги, литература, ноты

 

Ростислав Бойко

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

 


„В творчестве любого композитора всегда ценна прежде всего национальная определенность, и я с радостью отмечаю, что Р. Бойко удивительно чутко сумел отразить в своих произведениях интонации русской народной песни". Так отзывался о своем ученике Арам Ильич Хачатурян, нащупав самую сердцевину своеобразного дарования молодого музыканта.
В юности он прошел отличную школу. Рано обнаружились его музыкальные склонности. Он выделялся среди своих сверстников по детскому хору при знаменитой Ленинградской хоровой капелле. Ростислав Бойко и с годами не забывал родного города и своего первого наставника Палладия Андреевича Богданова. Уже зрелым мастером в 1978 году он напишет Вторую симфонию с таким посвящением: „Светлой памяти отца и матери композитора, а также всех тех, кто в годы войны и послевоенные годы защищал и восстанавливал город Ленинград".

Но его художественное становление как композитора связано прежде всего с Москвой. Здесь он занимался в Хоровом училище под руководством А. В. Свешникова, а затем в консерваторском классе Арама Хачатуряна.

На протяжении многих лет Ростислав Бойко работает напряженно и плодотворно. По самой своей сути его музыка глубоко демократична, страстное музыкальное слово обращено не к избранным эстетам, но к широкому слушателю. Такова его принципиальная позиция при полной свободе владения всеми современными выразительными средствами. На это обращал внимание Евгений Светланов, неоднократно включавший произведения композитора в свои концертные программы: „Я беру на себя смелость говорить от имени слушателя, для которого пишут композиторы, в том числе и Ростислав Бойко. А как показывает жизнь, слушателю музыка Бойко, безусловно, нравится. Богатство мелодического начала, богатство ритмического начала, богатство полифонического начала - все это налицо в музыке Бойко. Все эти „начала" сплавлены собственным отношением к материалу, собственным „лица необщим выраженьем". В своем творчестве композитор непоколебимо находится в русле развития великих традиций русской и советской музыкальной классики".
И надо сказать, что в наше время бурных композиторских катаклизмов нужно обладать немалой творческой смелостью, чтобы сохранять верность традициям. Бойко остается верен себе, обращаясь к разным жанрам, ему чужда экспериментаторская игра звуками, его никогда не оставляет чувство высокой художнической ответственности. К числу значительных удач принадлежит оратория „Василий Теркин", вобравшая многие характерные признаки его творческого почерка и заслужившая высокую оценку Д. Шостаковича: „Музыкальное воплощение образа легендарного Василия Теркина -сложная и ответственная задача для композитора. Этот герой очень прочно вошел в нашу жизнь, и каждый представляет его себе по-своему. Передать своеобразный дух поэта Александра Твардовского и богатый внутренний мир его героя, не впадая при этом в иллюстративность, можно лишь глубоко проникнув в поэтический строй произведения, постигнув те жизненные истоки, которыми вдохновлялся замечательный поэт. Ростиславу Бойко удалось найти свой ключ решения этой трудной темы. В своей музыке, отмеченной широкой напевностью, ритмической и жанровой характерностью, он опирается на народно-песенный фундамент. Нельзя не отметить в оратории органичного сочетания мужественно-эпических и лирических эпизодов, умелого использования красок симфонического оркестра, отличного владения средствами хорового письма. Все это по праву привлекло к оратории внимание исполнителей и слушателей".

Ростислав Бойко

Кроме всего прочего, Ростислава Бойко отличает первоклассный поэтический вкус. И в хоровых, и в камерно-вокальных сочинениях он обращается к таким высоким образцам, как стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Твардовского, Исаакяна, Гамзатова. На стихи Маяковского и Багрицкого создана его хоровая симфония „1917 год". Хор -вечная страсть композитора: сказывается пора детства и юности. В середине восьмидесятых годов прозвучали „Семь хоров на стихи Есенина". И тут он не изменяет себе. Как пишет композитор А. Николаев, „при всей изобретательности и сложности хорового письма, оно естественно и гармонично, а известные трудности всегда оправданны, а потому легко преодолимы. Хоровую музыку Р. Бойко хочется назвать традиционной, вкладывая в это понятие сугубо положительный смысл, имея в виду прежде всего ее причастность к величайшим достижениям русской и советской музыкальной классики, к дальнейшему ее развитию".

Бойко написал немало произведений в разных жанрах, и в частности, его перу принадлежат симфонии, кантата „Птица-тройка", сюита „Звоны", оркестровые рапсодии, инструментальные пьесы. Особое внимание композитор уделяет музыке для детей. Оперы „Станция Заваляйка", „Песенка в лесу", более двухсот песен, хоры, фортепианные пьесы - все это пользуется огромной популярностью у нашей детворы, с успехом исполняется за рубежом. Он умеет разговаривать с детьми на простом и в то же время серьезном музыкальном языке. Редкое качество. По справедливому замечанию М. Картавцевой, „главная мысль, пронизывающая творчество Ростислава Бойко, - это мысль о воспитательной роли музыки. Укрепить в подрастающем поколении чувство патриотизма, нравственную стойкость, взыскательный художественный вкус - вот в чем видит композитор свое призвание". Собственно, эти слова можно отнести и ко всему творчеству видного мастера современной советской музыки.